Краткий обзор биографии Е.С. Велтистова

Евгений Серафимович Велтистов родился 21 июля 1934 г. в Москве. В 1956 г. окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Его первой научно-фантастической публикацией стала повесть «Приклю­чения на дне моря» в 1960 г. Писатель бьи членом редколлегии альманаха «Мир приключений».

Наиболее известные произведения писателя вошли в цикл пове­стей, объединенных главным героем — Электроникой. Электроник — это робот, внешний вид которого был скопирован с реального мальчи­ка — московского школьника Сергея Сыроежкина. Первая книга цикла «Электроник — мальчик из чемодана» впервые увидела свет в публикации издательства «Детская литература» в 1964 г.

По мотивам повестей «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэс-си — неуловимый друг» в 1980 г. вышел в телеэфир художественный фильм «Приключения Электроника». Произведения Е.С. Велтистова неоднократно переиздавались, и полная библиография включает десят­ки изданий.

Умер Е.С. Велтистов в 1989 г.

______________________________

Тема: Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»

Цели: познакомить с новым разделом учебника; учить прогно­зированию содержания раздела; напомнить правила обращения с книгами; развивать интерес к чтению; познакомить с понятием «научно-фантастическая литература», с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова; проанализировать отрывок из повести «Приклю­чения Электроника»; учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; продолжить формирование на­выков связной речи, составления рассказа по картинке; отрабаты­вать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: прогнозирование со­держания раздела и произведения, определение особенностей фантастических рассказов; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельно­сти по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла, К — от­веты на вопросы на основе фантастических произведений учебни­ка, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: проявление бережного отноше­ния к учебной книге, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), вы­ставка книг и портрет Е.С. Велтистова, видеозапись отрывка из художественного фильма «Приключения Электроника».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».

Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал —

Веселых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок.

Ё. Серова

— Вы поняли, о каком цветке говорится? (О незабудке или о подснежнике, так как они похожи по цвету и оба растут на полянках.)

— Как автор представляет, каким образом сделали цветок?

- Что ей помогло в этом? (Фантазия.)

— Прочитайте первые две строчки с восторгом, следующие две — с удивлением, остальные — загадочно.

- Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

III. Работа по теме урока

(Словарная работа.)

- Мы продолжаем работу над рассказом Е.С. Велтистова. Дома вы должны были перечитать текст и разобрать непо­нятные слова и выражения. Проверим, все ли вам понятно в тексте.

- Как вы поняли значение слов?

КИБЕРНЕТИК— (специалист по кибернетике).

КИБЕРНЕТИКА — (наука об общих закономерностях процессов

управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе).

КОНТРАБАС— (самый большой по размеру струнный смычковый музыкальный инструмент наиболее низкого регистра).

- Подберите синонимы к слову «прозрачный». (Чистый, не­замутненный, хрустальный, кристальный, чистый как слеза; ясный.)

- Как вы понимаете выражение «город раздался и похоро­шел»?

- Что такое сюрприз? (Приятная неожиданность.) (Выборочное чтение.)

- Что вы узнали о профессоре Громове?

- Чем он занимается?

- Куда он приехал?

- Прочитайте о том, как директор гостиницы занялся вещами профессора.

- Как автор показал нам, что чемодан был очень тяжелым?

- Сравните описание города с обычным, в котором мы жи­вем. Что для вас показалось неожиданным, удивительным в городе будущего?

- Прочитайте о том, как профессор открыл чемодан.

- Почему он долго смотрел на спящего?

- Что сделал профессор после того, как мальчик вышел из че­модана?

- Отчего он дернулся?

- Как вы считаете, побег Электроника -это протест или каприз?

- Могло ли с Электроникой произойти несчастье, когда он прыгнул со второго этажа?

- Как он это сделал?

- Как вы понимаете значение слова «молниеносно»? Что ав­тор хотел показать читателю?

— Почему профессора испугал побег Электроника? Что могло произойти?

IV. Физкультминутка

Наши рекомендации