Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
Цели: познакомить с новым разделом учебника; учить прогнозированию содержания раздела; напомнить правила обращения с книгами; развивать интерес к чтению; познакомить с понятием «научно-фантастическая литература», с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова; проанализировать отрывок из повести «Приключения Электроника»; учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания раздела и произведения, определение особенностей фантастических рассказов; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ высказывания известных писателей о ценности книг и чтения, нахождение в них общего ценностного смысла, К — ответы на вопросы на основе фантастических произведений учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения, деление полномочий в группе при планировании групповой работы; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснование мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу.
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг и портрет Е.С. Велтистова, видеозапись отрывка из художественного фильма «Приключения Электроника».
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Моя Вообразилия
В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии —
Там царствует Фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В смешные приключения!
В мою Вообразилию
Попасть совсем несложно:
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
И только тот, кто начисто
Лишен воображения, —
Увы, не знает, как войти
В ее расположение!..
Б. Заходер
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитайте шепотом (еще: увеличивая силу голоса, с замедлением, с ускорением, скороговоркой, с восхищением).
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— О чем стихотворение Б. Заходера?
— Кто может попасть в эту страну?
— Как вы понимаете слово «фантазия»?
(Далее сообщение делает учитель. См. материал к уроку.)
— Откройте учебник и прочитайте на с. 143 название раздела, который мы начинаем изучать.
— Как вы понимаете название?
— Какие, по-вашему, произведения должны войти в него?
— Прочитайте, с чем мы познакомимся. (С произведениями писателей-фантастов Е. Велтистова, К. Булычева о наших сверстниках и их удивительных приключениях.)
— Чему научимся? (Определять особенности фантастических рассказов.)
— Чему будем учиться? (Самостоятельно придумывать фантастические рассказы.)
IV. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством Е.С. Велтистова
— Прочитайте на с. 144 учебника, чье произведение мы будем сегодня читать.
— Расскажите, что вы знаете о писателе.
(Затем сообщение делает учитель. См. материал к уроку.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа над отрывком из повести «Приключения Электроника»
Сегодня мы прочитаем отрывок из повести «Приключения Электроника», которую написал Евгений Серафимович Велтистов.
(Чтение отрывка учителем и учащимися на с. 144—149 учебника.)
— Понравился вам отрывок? Чем?
VII. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел мы начали изучать на уроке?
— Почему фантастика — отдельный жанр литературы?
— Какие еще жанры вы знаете?
Домашнее задание
Перечитать отрывок, найти объяснения непонятных слов.
Материал для учителя
Фантастика
Древние греки называли брата бога сна Морфея Фантазом. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. Отсюда произошло слово «фантазия» (от греч. «воображение»). Именно благодаря фантазии человек способен творить. От этого же корня образовано слово «фантастика» (от греч. «искусство воображать») — термин для обозначения литературных произведений, изображающих невероятное как действительное и действительное как невероятное.
К существительному «фантастика» часто добавляют эпитет «научная». Однако границу между научной и сказочной фантастикой не всегда удается прочертить четко, порой элементы научной фантастики и сказки смешиваются в одном произведении. Нередко можно встретить утверждение, что научная фантастика существует ради прогнозирования научно-технических идей. Нетрудно убедиться в том, что значительная часть технических предвидений принадлежит авторам фантастических произведений. Еще до нашего столетия были предсказаны и телевидение, и антигравитация, и многоступенчатая ракета, однако о том, кто это сделал, знают в лучшем случае лишь специалисты.
Дело в том, что фантастика — это, прежде всего, художественная литература, а значит, ее предметом всегда был и остается человек.
Фантастика исследует в первую очередь поведение человека, но в необыкновенных условиях. Она способна заглянуть в области, которые неподвластны «обыкновенной» литературе, и оторвать читателя от будничности, воспеть подвиги, перенести в далекое будущее.