Этап II. «Назови полное имя»

— Проверим, как вы запомнили имена авторов, произведения которых мы изучали. Я называю фамилию, а вы — полное имя.

• Дрожжин... (Спиридон Дмитриевич.)

• Никитин... (Иван Саввич.)

• Жигулин... (Анатолий Владимирович.) ,

Этап III. «Узнай произведение»

— Вам нужно только по двум строчкам узнать произведение и его автора.

Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю. («Родине». С. Дрожжин.)

Мои обиды и прощенья

Сгорят, как старое жнивье. («О, Родина!». А. Жи­гулин.)

Посмотрю на юг —

Нивы зрелые. («Русь». И. Никитин.)

Этап IV. «Проверь себя!»

(1-я команда готовит ответы на вопросы 2, 3 на с. 142 учебника. 2-я команда — на вопросы 4, 5 на с. 142 учебника.)

Этап V. «Лучший чтец»

(Ученики выразительно читают стихи, которые им особенно понравились при изучении раздела.)

Этап VI. «Проба пера»

— Как бы вы рассказали о своей Родине? Какое отношение можете к ней выразить?

— Составьте небольшой текст об этом.

III. Подведение итогов урока

(Награждение команды-победительницы.)

_________________________________

Тема: Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»

Цели: показать богатство литературы, повествующей о ратных подвигах нашего народа; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения допол­нительной информации; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятель­ности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уро­ке — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отноше­ния к близким людям.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писа­телей.

Предварительная подготовка: возможности подхода к рас­крытию темы огромны: победы русского народа над врагом, от­дельные сражения и люди-герои; полководцы, которых знают все, и рядовые бойцы, их подвиги; взрослые и дети на войне; тыл и фронт, их единство. Ученики читают рассказы, стихи, очерки, исторические повести, статьи из справочной литературы. Учитель наблюдает за подготовкой к уроку, чтобы знать, как выстроить предстоящий урок.

Используемая литература: Е. Полуян. Святополк Окаян­ный. М.: А-ГРАФ, 1996; Я. Гордин. Полтавская битва. М.: Малыш, 1989; А. Митяев. Адмирал Нахимов. М.: Малыш, 1988; С. Алексе­ев. Рассказы о маршале Жукове. М.: Малыш, 1977; С. Алексеев. Рассказы о маршале Коневе. М.: Малыш, 1982; В. Воскобойни-ков. Девятьсот дней мужества. М.: Малыш, 1987; А. Твардовский. Рассказ танкиста. М.: Детская литература, 1983; Стихи о Совет­ской Армии. М.: Детская литература, 1988; Н. Внуков. На чужих крыльях. М.: Детская литература, 1983; Р. Мустафин. Красная ромашка. М.: Малыш, 1988.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Краткий обзор книг, самостоятельно отобранных и прочитанных учащимися

— Коротко расскажите, о чем идет речь в книге. Подумайте, с каких книг мы начнем рассказ и как оформим нашу вы­ставку.

(Можно расставлять книги, начиная с давних событий. Уче­ники выходят, кратко говорят, о чем книга, и ставят ее на нужную полку.)

III. По страницам истории

— Я вижу книгу из серии «Введение в историю». Кто прочитал ее? Какой отрывок хотите нам рассказать?

Ученик. Книга называется «Святополк Окаянный». Напи­сала ее Елена Полуян. Художники М. Петров, К. Ишин.

Святополк Окаянный (около 980—1019), князь туровский (988), затем киевский (1015—1019), старший приемный сын кив-ского князя Владимира, расправившись со своими братьями, не-, законно завладел киевским престолом. За это получил прозвище Окаянный. Убиенные братья Борис и Глеб были канонизированы русской церковью как святые мученики.

Из Киева Святополка изгнал Ярослав Мудрый.

Мне понравился отрывок, в котором говорится, как... (рассказ ученика).

Учитель. Кто еще приготовил рассказы о том далеком вре­мени? (Ответы учеников.)

Дальше у нас стоит книга, на обложке которой мы видим... правильно, Петра I.

Ученик. Эту книгу написал Яков Гордин. Называется она «Полтавская битва». Художник В. Перцов.

27 июня 1709 г. русская армия под командованием Петра I одержала блестящую победу над войском шведского короля Карла XII в битве под Полтавой. Полтавское сражение переломило ход Северной войны в пользу России.

Двадцать один год длилась Северная война. Война между Рос­сией и Швецией. Это была война за возвращение русских север­ных земель на берегах Балтийского моря, захваченных шведами.

О полтавском сражении и рассказывает эта книга...

Учитель. «Житие свое не дорого, только бы жила Россия» — эти слова Петра I стали лейтмотивом книги Анатолия Васильевича Митяева (род. в 1924 г.) «Ветры Куликова поля. Рассказы о воин­ской доблести предков» (1984).

Книга посвящена борьбе России с внешними врагами на про­тяжении девяти веков, с IX по XVIII. В своей книге Митяев про­слеживает рост воинского умения наших предков и становление русской государственности, прямо связывая усиление влияния России в мире с ее военной мощью. В книге представлена гале­рея прославленных русских полководцев, описаны крупнейшие сухопутные и морские сражения прошлого. Однако это не исто­рический боевик, а увлекательные уроки военной истории, по­казывающие справедливость той борьбы, которую вели русские в веках.

Ученик. Я хочу рассказать о книге Анатолия Митяева «Ад­мирал Нахимов». Рисунки М. Ромадина.

В XIX в. служили на русском флоте Нахимов-первый и Нахи­мов-второй. Старший из братьев, Нахимов-первый, Платон Сте­панович, был моряком недолго. Он уволился с военной службы и поселился в Москве. А младший брат, Нахимов-второй, Павел Степанович, не расставался с морем до конца жизни: строил ко­рабли, плавал на них, командовал ими в сражениях. О нем, о зна­менитом русском адмирале, эта книга...

(Учитель дополняет рассказ ученика об адмирале Нахимове. См. материал к уроку.)

Учитель. Кто еще хочет рассказать о далеких событиях ис­тории нашей страны? (Ответы учеников.)

IV. Физкультминутка

Наши рекомендации