Знакомство с жизнью и творчеством А.В. Жигулина
(Сообщение учителя о поэте. См. материал к уроку.)
2. Работа над стихотворением «О, Родина!»
(Чтение стихотворения на с. 138 учебника. Учитель использует аудиоприложение к учебнику.)
— О чем это стихотворение?
— Как можно его озаглавить?
— Как поэту удается подчеркнуть, что он любит Родину без громких слов?
— Подберите синоним к слову «трепетный». (Дрожащий, взволнованный.)
— Найдите в тексте слова-антонимы. (Обиды и прощенья.)
— Как вы понимаете последнюю строфу стихотворения? Почему поэт использует такое сравнение?
— Что является для автора главным? (Выразительное чтение стихотворения.)
VI. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Какие чувства испытывает автор?
— Что вы о нем узнали на уроке?
Домашнее задание
Найти и прочитать другие стихи А. Жигулина; подготовить выразительное чтение одного из них. Повторить произведения раздела.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии А.В. Жигулина
Анатолий Владимирович Жигулин родился 1 января 1930 г. в Воронеже в крестьянской семье. В 1949 г. А.В. Жигулин — студент-первокурсник Воронежского политехнического института — был арестован за участие в подпольной организации (в конце 80-х гг. он расскажет об этом в автобиографической повести «Черные камни»); до 1954 г. включительно находился в заключении в Сибири — строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках.
Образ России — один из главных в поэзии А.В. Жигулина. Он вместе с такими поэтами, как В.Н. Соколов, Н.М. Рубцов, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувство горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей.
Образ света озаряющего становится сквозным в поэзии А.В. Жигулина в конце 70-х гг. и в 80-е гг. («кресты не померкли», «кресты блестят», «светится лик золотой»). Христианская идея любви определяет теперь этику поэта: он убежден, что только «Бог — задумчив и суров» и еще «Любовь, что так кротка и терпелива» могут вдохновить на создание подлинных произведений искусства («Архангельское», 1973). Духовность, заботу о душе А.В. Жигулин полемически противопоставлял «радостям быта» («Пишу о душе. А душа...», 1974). В те же годы поэт активно разрабатывал историческую тему (фрагменты поэмы «За друга своя»).
В начале 90-х гг. А.В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений «Тревожное время России», где нашли отражение основные темы жигулинского творчества (ответственность перед прадедами за целостность Отечества, память о «колымском конвое», любовь, неподвластная времени, защита исторической правды). Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта — он рисовал картину разрушения родины.
___________________________________
Тема: Обобщающий урок «Родина»
Цели:повторить и обобщить изученный раздел; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — умения эмоционально откликаться на произведение литературы и живописи, составлять план урока, П — умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, видеть картины Родины, К — осмысление правил взаимодействия в паре и группе, деление полномочий в группе при планировании проекта о Родине; личностные: умение оперировать понятиями «любовь к Родине», «гордость за свою страну».
Оборудование: выставка книг по теме изученного раздела.
Ход урока
I. Организационный момент
(Класс делится на 2 команды. Каждая команда придумывает себе название и девиз.)
II. Конкурсная программа
Этап I. «Название раздела»
— Прочитайте стихотворение.
Мой первый друг, Антипин Колька,
Он, верно, помнит этот день,
Когда на тихом солнцепеке
Накрыла нас живая тень.
Мы оглянулись и застыли,
Разинув в оторопи рты:
Стоял солдат, седой от пыли,
И улыбался с высоты.
И вдруг, подхваченный тем мигом,
Признав чутьем, а не с лица,
Я задохнулся сладким криком
В немом объятии отца.
К его щеке припал и замер.
А сзади, в ярком свете дня,
Смотрел сиротскими глазами
Антипин Колька на меня.
В.Богданов
— О чем оно? Как вы поняли его смысл?
— Можно ли это стихотворение ввести в наш раздел, который мы только что изучали?
— Какое название вы бы дали этому разделу?
— Что объединяет произведения, включенные в него? (Выбирают название раздела.)