Работа над стихотворением «Бабье лето»
(Чтение стихотворения учителем на с. 118 учебника).
— Ваши впечатления от услышанного?
— Подберите синонимы к словам.
ЗЯБКИЙ — (мерзлый, закоченевший, ледяной, промерзший, застывший, студеный).
БЫСТРЫЙ — (стремительный, ходкий, моментальный; мгновенный, молниеносный, проворный и др.)
— Подберите антонимы к словам.
ЗЯБКИЙ — (горячий, жаркий, знойный, теплый).
ПОЗДНИЙ- (ранний).
— Назовите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (Бабье лето, прощальное тепло, позднее солнце и др.)
— Как поэту удается показать, что осень скоро уступит место зиме?
— Какие мысли и чувства выразил поэт в этом стихотворении?
— Почему он сравнивает людей с паутинками? (Выразительное чтение стихотворения учащимися.)
2. Знакомство с жизнью и творчеством Д.Б. Кедрина(Учитель делает краткое сообщение о поэте. См. материал к уроку.)
— Что нового вы узнали?
VI. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Стихотворение какого поэта вы читали на уроке?
— Что вы о нем узнали?
— О чем его стихотворение?
Домашнее задание
Написать мини-сочинение о бабьем лете.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии Д.Б. Кедрина
Дмитрий Борисович Кедрин (1907—1945) родился в Донбассе, на Бого-духовском руднике, в семье счетовода. Детство и юность его прошли в Днепропетровске. В 1924 г. окончил два курса Днепропетровского техникума путей сообщения, работал в редакции днепропетровской комсомольской газеты. Начал печататься в 1924 г. В 1931 г. переехал в Москву, сотрудничал в многотиражной газете Мытищинского вагонного завода, позже был литературным консультантом в издательстве «Молодая гвардия».
В 1943 г. ушел добровольцем в Советскую Армию. Работал в газете Северо-Западного фронта. Демобилизовавшись и вернувшись в Москву, был убит неизвестными в пригородном поезде.
Первый и единственный прижизненный сборник стихов Д.Б. Кедрина «Свидетели» вышел в 1940 г. У Д.Б. Кедрина был чудесный дар проникать в далекие исторические эпохи. Поэта интересовали в истории не князья и вельможи, а люди труда, творцы материальных и духовных ценностей мира. Особенно любил он Русь, написав о ней, кроме «Зодчих», поэмы «Конь», «Ермак», «Набег», «Песню про Алену-старицу» и др. Замечательна его драма в стихах о великом голландском художнике «Рембрандт».
Д.Б. Кедрин был не только мастером исторической поэмы и баллады, но и превосходным лириком. В стихах Д. Кедрина очень сильно живописное начало, его краски звонки и точны. Д.Б. Кедрин был исключительно скромен и трудолюбив. «Требуйте от себя, — писал он молодым поэтам, — абсолютной честности, не выпускайте стихи из рук, пока замечаете в них хотя бы один недостаток».
________________________________________
Тема: Н.М. Рубцов «Сентябрь»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Н.М. Рубцова; продолжить формирование навыка выразительного чтения; развивать речь, мышление, память.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе; личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Оборудование:выставка книг Н.М. Рубцова, его портрет, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Осень
Осень!.. Осыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали красуются -там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. К. Толстой
— Прочитайте стихотворение шепотом (еще: с вопросительной интонацией, с утвердительной, с интонацией раздражения, восхищения).
— Выучите стихотворение. (Учащимся дается 1 мин.)
III. Проверка домашнего задания
(Заслушивают мини-сочинения о бабьем лете. Например: В середине сентября ненадолго возвращается почти летнее тепло. Пригреет мягким, ласковым солнцем. Небо станет светло-голубым. Воздух в это время прозрачный, по утрам свежий, чуть морозный. Нарядные и праздничные стоят деревья. Тихие, хрустальные в своей прозрачности дни называют бабьим летом. С давних времен бабье лето считается лучшей порой осени.)
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока