Краткий обзор биографии С.А. Есенина
Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 г. в селе Константинове Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Учился в закрытой церковно-приходской школе в городе Спас-Клепи-ки. В 1912 г. С.А. Есенин приезжает в Москву. Здесь он деятельно занимается самообразованием, ходит на лекции в народный университет им. А.Л. Шанявского, много читает.
Писать стихи Есенин начал рано, лет с девяти. В 1914 г. его имя появляется на страницах журналов. Желая быть в гуще литературной жизни, поэт в 1915 г. уезжает в Петербург. В столице творчество 19-летнего С.А. Есенина заинтересовало СМ. Городецкого, его оценил и А.А. Блок. В 1916 г. выходит в свет первая его книга — «Радуница», в 1916—1919 гг. поэт примыкал к разным литературным группам. В 1919 г. вместе с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем, Р. Ивневым С.А. Есенин создает новое литературное течение — имажинизм. В своих стихах поэт широко использовал народные устно-поэтические традиции. В то же время его творческая манера отличалась неповторимой индивидуальностью. Противоречивая натура самого поэта ярко отразилась в его стихах. Они то пронзительно лиричны, то откровенно вызывающи. За свою короткую бурную жизнь С.А. Есенин успел создать не только великолепные лирические стихотворения, но и крупные эпические произведения — поэмы «Пугачев» (1921), «Баллада о двадцати шести» (1924), «Анна Снегина» (1925) и др.
Умер С. Есенин 28 декабря 1925 г. в Ленинграде.
____________________________________
Тема: М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства»
Цели: познакомить с творчеством М. Цветаевой; раскрывать мир поэзии, учить читать стихи выразительно; развивать память, речь.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать i m слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил и взаимодействия в паре и группе; личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, медиаприложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Какие стихи С. Есенина приготовили вы? (Выразительное чтение и чтение наизусть стихотворений учащимися.)
III. Речевая разминка. Сообщение темы и постановка целей урока
— Научитесь читать загадку О. Дружковой скороговоркой. Отгадайте ее.
Сестренки-близняшки
По лесу бегают,
В прятки играют:
То под куст спрячутся,
То к дороге свернут. (Тропинки.)
— Как вы думаете, почему в речевую разминку урока включена именно эта загадка? (Предположения учащихся.)
— Прочитайте имя автора, чьи стихи мы будем изучать на уроке.
— Что вы знаете о Марине Ивановне Цветаевой?
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой
— Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Марины Ивановны Цветаевой.
(Учитель показывает портрет и сборники стихов. См. материал к уроку.)
2. Работа над стихотворением «Бежит тропинка с бугорка...»
— Прочитайте стихотворение под аудиозапись.
— О чем оно?
— Какими чувствами наполнено произведение? Как бы вы его прочитали? Почему?
— Подберите синонимы к слову «даль». (Горизонт, ширь, простор.)
— Подберите антонимы к слову «сон». (Бессонница, бодрствование, явь.)
— Назовите эпитеты вместе со словами, к которым они относятся. (Детскими ногами, детское время и др.)
— Найдите олицетворения. (Тропинка бежит, Ока лениво движется и др.)
— Почему сарай был царственным замком? (Выразительное чтение стихотворения на с. 72 учебника.)
Работа над стихотворением «Наши царства»
— Прочитайте стихотворение самостоятельно на с. 73 учебника.
— От чьего имени ведется рассказ?
— О каких царствах идет речь? Как вы их себе представляете?
— Какие два мира противопоставляет автор? (Мир взрослых и детства. Взрослые не понимают детей.)
— Как меняются девочки и их жизнь, когда они попадают в волшебные царства?
— Приготовьтесь читать выразительно.
VI. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...