Краткий обзор биографии в.я. брюсова
Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 г. в Москве в купеческой семье. Писать стихи начал в восемь лет. В 1893—1899 гг. В.Я. Брюсов — студент историко-филологического факультета Московского университета (окончил историческое отделение). Уже в студенческие годы он заявил о себе как о поэте нового направления - символизма. В 1899 г. В.Я. Брюсов стал одним из организаторов московского издательства «Скорпион», объединившего сторонников нового искусства. Под его руководством создавался альманах «Северные цветы» (1901—1905), с выходом которого символизм оформился в самостоятельное направление. Поэт приобрел репутацию мэтра; при его поддержке в литературу вошли М.А. Волошин, МЛ. Кузмин, Н.С. Гумилев, К.И. Чуковский и др. Поэтические сборники В.Я. Брюсова 1890-х гг. завоевали признание публики. В.Я. Брюсов почитается как «первый в России поэт» (АЛ. Блок), в нем видят мастера, «восстановившего позабытое со времен Пушкина благородное искусство просто и правильно писать» (Н. Гумилев). В.Я. Брюсов создал «Краткий курс науки о стихе». Впоследствии он возглавил президиум Всероссийского союза поэтов (1919-1921), организовал высший литературно-художественный институт, был его первым ректором.
Умер В.Я. Брюсов 9 октября 1924 г. в Москве.
______________________________________
Тема: С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
Цели:познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С. Есенина; пополнить биографические знания о поэте; обогащать словарный запас.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Учащиеся читают наизусть стихотворение В. Брюсова.)
III. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока
(Чтение учителем стихотворения Н. Брауна «Сергей Есенин».)
В этом имени — слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен —
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь-рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты...
Только скажут —
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты...
— Какие стихи С. Есенина вы знаете, помните? Что знаете о самом поэте? (Ответы учеников.)
IV. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством С.А. Есенина
(Слово учителя о жизни и творчестве поэта. См. материал к уроку.)
Работа над стихотворением «Бабушкины сказки»
— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению на с. 71 учебника. Что вы видите? (Дети с широко раскрытыми глазами что-то слушают.)
— Как вы думаете, о чем это стихотворение?
(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как стихотворение читает актер.)
— Какие чувства выразил поэт в стихотворении? О чем он вспоминает?
— Объясните значение слова. ОПОСТЫЛЕТЬ - (надоесть).
— Подберите синонимы к слову «притворяться». (Изображать, разыгрывать, симулировать, представляться, прикидываться, делать вид и др.)
— Подберите антоним к слову «загалдеть». (Замолчать.) (Выразительное чтение стихотворения учащимися.)
V. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VI. Подведение итогов урока
— Как вы думаете, почему дети любили слушать бабушкины сказки?
— Ребята, кто вам читал в раннем детстве сказки? Расскажите об этом.
Домашнее задание
Читать стихи С. Есенина, одно из них читать выразительно или выучить (по желанию).
Материал для учителя