Краткий обзор биографии н.н. носова
Однажды Николай Николаевич Носов (1908—1976), отвечая на вопрос о том, как он стал детским писателем, сказал так: «Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было о чем порассказать людям».
В самом деле, Н.Н. Носову «было о чем порассказать людям». Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами, и многое и жизни ему пришлось испробовать. Еще в юности ему случалось быть земмлекопом и косарем, возчиком бревен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал «Ик том поступил в Московский институт кинематографии и стал м кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался очень важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.
Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так — для своего маленького сынишки. Л потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. Это было в 1938 г. За этим рассказом последовали другие: «Живая шляпа», «Огурцы», «Фантазеры», «Заплатка»... Они печатались в детских журналах «Мурзилка», «Костер», «Затейник» и газете «Пионерская правда». Главными героями этих рассказов стали симпатичные мальчишки Мишка и Коля. Главным зачинщиком всех приключений и проказ выступает обычно Мишка, заядлый фантазер и великий путаник. К своим затеям он подключает и друга Колю.
Кроме веселых рассказов, Н. Носов написал несколько повестей о школьной жизни: «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома» (1952).
Позднее к этим веселым героям присоединился еще один, на этот раз сказочный. Этот герой - Незнайка.
Незнайка и вместе с ним целая орава веселых и шумных друзей-коротышек принесли Носову наибольшую известность. Им посвящена целая серия романов-сказок: «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» (1954, 1958,1965).
Персонажи этих книг, хотя и сказочные, очень похожи на своих маленьких читателей, особенно Незнайка. Поэтому и полюбились они ребятам: и не только нашим, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков эти герои заговорили на многих языках мира, даже по-японски!
Краткий обзор биографии Л. Пантелеева (настоящее имя — Алексей Иванович Еремеев)
Леонид Пантелеев (1908—1987) родился в Петербурге, в семье военного. В 1921 г., оказавшись беспризорником, определен в Школу социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского (ШКИД).
Первая книга — повесть «Республика ШКИД», написанная совместно с Г. Белых в 1927 г., стала литературным событием, имела большой успех у нас в стране и за рубежом. М. Горький восторженно отзывался о ней. Он первым заметил, что за художественным вымыслом кроется жизненная правда. Отмечая художественную оригинальность и гуманизм повести, М. Горький писал: «Для меня эта книга — праздник, она подтверждает мою веру в человека...»
В связи с этим Л. Пантелеев писал в автобиографии: «Одобрение этой моей работы A.M. Горьким, его внимание к 19-летнему сочинителю, его критика и наставления помогли мне определить жизненный путь и избрать литературу своей профессией. Большую, если не решающую роль в моей личной и творческой судьбе сыграли также встреча и близкое знакомство с С.Я. Маршаком. Маршак открыл во мне детского писателя».
В 30-х гг. Леонид Пантелеев определил для себя две важнейшие темы — «Рассказы о подвиге» и «Рассказы о детях». В его творчестве становится ведущим воспитательное начало.
Герои его рассказов сильно изменяются. Теперь тема детей-беспризорников в этом мире сменяется темой детского героизма. И самый первый рассказ о детском героизме Леонид Пантелеев написал в 1940 г. Он называется «Ночка». Он написан в манере сказа, в интонациях устной повествовательной речи. Обаяние главного героя рассказа в простоте и естественности его героического поведения.
Сам Пантелеев считал, что смешное и героическое надо изображать как часть повседневной жизни, так это принято в устном народном творчестве. Примером может служить рассказ «Честное слово». Он создан автором в 1941 г. Очень интересна история создания этого рассказа. В 1941 г., когда началась Великая Отечественная война, редколлегия журнала «Костер» обратилась к нескольким писателям с просьбой ответить детям на важные вопросы, связанные с представлениями о долге, чести и другими этическими понятиями. Рассказ Пантелеева был опубликован в шестом номере журнала, который вышел в самые первые дни войны. И содержание рассказа оказалось очень созвучным суровому военному времени. «Честное слово» надолго вошло в школьную программу.
История маленького часового, забытого своими товарищами по игре, смешна и серьезна. Обычно в произведениях детских писателей взрослый поучает ребенка. А здесь ребенок показывает взрослому пример истинной стойкости.
Особенно примечательна тональность произведения. Уважение к малышу звучит в словах автора: «Еще не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что это будет настоящий человек». Писатель обращает игру в подлинную жизнь, возвращая честному слову его высокое значение.
Ленинградская блокада, которую пережил Леонид Пантелеев, запечатлена в его воспоминаниях и дневниках «В осажденном городе», которые вышли в свет в 1966 г. Автор воспроизводит реальную картину осажденного города, обращая особое внимание на детей-мучеников и героев войны. В блокадном городе Пантелеев продолжа создавать свои «рассказы о подвиге», стремясь показать и объяснить внутреннюю природу стойкости и мужества ленинградцев.
Блокадному Ленинграду посвящены рассказы, очерки, дневники, записные книжки: «В осажденном городе» (1963), «Январь 1944» (1965), «Из военных дневников» (1978). Большую ценность представляют воспоминания о М. Горьком, С. Маршаке, К. Чуковском, Е. Шварце и др.
____________________________________