Тема: Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.
Цели: расширить знакомство с классической литературой; увлечь чтением литературных сказок; обобщить знания детей по изученному разделу; учить работать сообща; развивать память, речь, мышление, творческие способности учащихся; формировать и развивать навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составляя краткую аннотацию; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ прочитанного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы на основе литературного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к близким людям.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты писателей, карточки с заданиями.
Предварительная подготовка: учащиеся читают сказки любимых писателей; класс делится, например, на 5 групп по читательским интересам; каждая группа выбирает писателя, творчество которого она будет представлять на уроке; учитель готовит к уроку загадки, вопросы литературной викторины.
Ход урока 1
I. Организационный момент
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и преданий
В мир жизни реальной,
Мир науки и знаний.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни —
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
Сегодня мы отправимся в путешествие «По дорогам сказки». Вы покажете и расскажете, чему научились за это время. Итак, в путь, друзья! Нашей обычной выставки книг к уроку нет, мы будем ее составлять входе путешествия.
II. Работа по теме урока
Отчеты команд
(Каждая команда рассказывает классу о прочитанных книгах и их авторах, знакомит с избранной сказкой и загадывает загадки по прочитанному. Учащиеся могут сопроводить свое выступление электронной презентацией. Во время выступления на доску вывешивают иллюстрации к сказкам, на полочки ставят книги. К концу урока оформляется выставка книг.)
Пример выступления команды
Ученики. Мы выбрали сказку про Ивана и его приключения: «как в сусеки он попал, как перо свое проспал, как хитро поймал Жар-птицу, как похитил Царь-девицу, как он ездил за кольцом, как был на небе послом, как он в солнцевом селенье киту выпросил прощенье, как, к числу других затей, спас он тридцать кораблей, как в котлах он не сварился, как красавцем учинился, словом: наша речь о том, как он сделался царем».
— Какая это сказка? (Сказка «Конек-Горбунок». Написал ее Петр Павлович Ершов.)
Вот портрет этого писателя. Он жил очень давно. Его знал А.С. Пушкин, которому очень нравилась сказка «Конек-Горбунок».
— Сейчас мы вам прочитаем отрывок из этой сказки. Только внимательно посмотрите на эту картинку. (Учащиеся показывают рисунок, изображающий встречу Ивана с Месяцем Месяцовичем, затем в лицах читают соответствующий отрывок из сказки.)
— Ответьте на наши вопросы: как звали царицу, про которую рассказывает Иванушка? (Царь-девица.)
— В какой сказке Пушкина герой тоже разговаривает с месяцем? (Королевич Елисей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».)
А вот три разных издания сказки Ершова «Конек-Горбунок», которые мы нашли, и карточки для классной картотеки.
Литературная викторина «Красная, синяя, черная»
Учитель. Дополните названия произведений.
1. Сказка Ш. Перро «Красная...». (Шапочка.)
2. Сказка Ш. Перро «Синяя...». (Борода.)
3. Сказка М. Метерлинка «Синяя...». (Птица.)
4. Рассказ В. Осеевой «Синие...». (Листья.)
5. Волшебная повесть А. Погорельского «Черная...». (Курица.)
6. Рассказ А. Куприна «Белый...». (Пудель.)
7. Сказочная повесть А. Волкова «Желтый...». (Туман.)
8. Рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Серая...». (Шейка.)
9. Рассказ В. Бианки «Оранжевое...». (Горлышко.)