Краткий обзор биографии ст. аксакова
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 г. в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские, редкие отношения. Мать разделяет и горести, и радости своего сына, является его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.
Сказку «Аленький цветочек» он услышал в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова- внука»:
«Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, не молодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала рассказывать сказку.
Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об аленьком цветочке. С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок».
В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 г. и с тех пор стала у детей любимой сказкой.
У СТ. Аксакова было два сына. Они, говорил Н.Г. Чернышевский, «принадлежат к числу образованнейших, благороднейших и даровитейших людей в русском обществе». Сыновья замечательного русского писателя СТ. Аксакова — Константин и Иван Аксаковы — были богато одаренными натурами: поэты, публицисты, критики, сатирики, авторы драматических произведений и литературоведческих исследований.
_____________________________
Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Герои произведения. Деление текста на части. Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование.
Цели: познакомить с жизнью и творчеством СТ. Аксакова; обогащать словарный запас; воспитывать любовь и уважение к родителям; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить давать характеристику героев, делить текст на части, делать выборочный пересказ.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества СТ. Аксакова.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику, запись мультипликационного фильма по сказке «Аленький цветочек» (по возможности).
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(На доске - путаница.)
...Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум серые кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихоньку их у мальчишки...
3. Александрова
— Прочитайте путаницу способом «птичий базар».
— «Распутайте» путаницу.
— Прочитайте скороговорку с разной интонацией.
III. Работа по теме урока
(Чтение сказки (заданные на дом с. 198—206).)
— Что вы узнали о семье купца?
— Что можете сказать о самом купце? (Он был честным, известным. Очень любил своих дочерей.)
— Можем ли мы уже сейчас сказать что-либо о характере сестер? Какое мнение о них у вас сложилось и почему?
— Какие подарки попросили сестры? О чем это говорит?
— В какой лес попал купец?
— Как вы думаете, случайно ли это произошло и мог ли он оттуда выбраться самостоятельно?
— В каком дворце оказался купец? Какие слова использует автор, чтобы показать его богатство?
— Как он понял, что нашел тот самый цветок, который заказывала младшая дочь?
— Что случилось после того, как был сорван цветок?
— Как должен был быть наказан купец?
— Какое условие поставило чудище? Что оно хотело?
— Почему купец решил вернуться домой? Он что, хотел отправить вместо себя одну из дочерей?
— Какую черту характера подчеркивает автор? (Его честность. «Зверь лесной, чудо морское... и записки с него заручной не взял».)
— Как встретили дочери своего отца? Что каждую из них волновало? (Старших волновало, не потерял ли он своего богатства великого. Меньшая же сразу заметила, что на душе отца какая-то тяжесть.)
— Как отреагировали дочери на рассказ отца и на предложение спасти его?
— Ребята, подумайте, легко ли отправиться на погибель вместо близкого человека? (Надо очень любить человека. Нести ответственность за свои поступки.)
IV. Физкультминутка