Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания. В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
Цели: познакомить с новым разделом; учить прогнозировать содержание раздела; познакомить с жизнью и творчеством В.Ф. Одоевского; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей, знание и умение оперировать понятиями «система нравственных ценностей», «добро побеждает зло», «в чем смысл добра», «почему сказка всегда заканчивается хорошо», «литературная сказка», «авторская сказка» (предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки), «тексты повествовательного характера» (определение основной мысли, деление текста на части, составление плана, подготовка подробного и выборочного пересказа, создание собственного текста по аналогии с прочитанными произведениями), К — ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.
Оборудование: выставка книг по теме урока, иллюстрации к сказкам, аудиоприложение к учебнику, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте текст.
Был себе царь Дадон,
Построил он костяной дом;
Набрали со всего царства
Костей, стали мочить —
Перемочили, стали сушить —
Кости пересохли.
Опять намочили,
А когда намокнут,
Тогда сказку доскажу.
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Прочитайте сердито (еще: весело, с ускорением, с замедлением, скороговоркой).
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Расшифруйте, что здесь написано. (Литературные сказки.) niHNTSEWPALTSVyPNIGHbISEWCLKAVG3KLHSI
— Как вы понимаете, что это такое? (Это название раздела.)
— Как вы понимаете смысл названия раздела? Какие произведения могут в него входить?
— Откройте учебник на с. 155, прочитайте, с чем мы познакомимся, изучая этот раздел.
— Чему научимся?
— Чему будем учиться?
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте на с. 156 название сказки, которую мы начнем сегодня изучать.
— Вдумайтесь в название, рассмотрите иллюстрации, предположите, о чем эта сказка.
(Прогнозирование текста сказки.)
— Объясните слова и выражения, чтобы лучше понять произведение, которое мы будем читать.
ТАБАКЕРКА — коробочка для табака.
ПЁСТРЕНЬКАЯ- окрашенная в несколько цветов, содержащая несколько разных цветов.
СЧЕСТЬ НЕЛЬЗЯ- сосчитать нельзя, так как очень много.
УВЕРИЛСЯ - убедился, удостоверился.
ПОМЕРКЛИ- постепенно утрачивали яркость, блеск.
ЗАТЕПЛИЛАСЬ ЗВЁЗДОЧКА - начала загораться.
МУДРЕН- 1) загадочно, непонятно; 2) трудно, замысловато; 3) трудно, сложно.
ПРАВО - (разг.) действительно, в самом деле, правда.
ИЗВОЛЬТЕ - 1) обозначает строгое побуждение к соответствующему действию; 2) выражение согласия, хорошо, пусть будет так (разг.).
С СИМИ СЛОВАМИ- с этими словами.
УЧТИВО — очень вежливо.
СВОД- дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-нибудь сооружения, а также внутренняя верхняя часть чего-нибудь, напоминающая такое перекрытие.
КАМИН- сложенная у стены комнатная печь с широкой открытой топкой.
ДОСАДНО - с чувством раздражения, неудовольствия, вследствие неудачи, обиды.
МОСТОВАЯ ВЫМОЩЕНА ПЕРЛАМУТРОМ: вымощена - выложена, перламутр - твердый внутренний слой раковины некоторых моллюсков - ценное вещество с переливчатой радужной окраской.
НИ ПЯДИ: пядь - старинная мера длины, равная расстоянию между концами вытянутых указательного и большого пальцев. Не отдать ни пяди - не отдать ни малейшего кусочка.
ЯДДО-даже.
ОДИНАКИЕ - одинаковые.
ОПАМЯТОВАТЬСЯ- опомниться.
V. Физкультминутка