Краткий обзор биографии Н.А. Некрасова
Детские годы Николая Алексеевича Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии. Осенью 1824 г., выйдя в отставку в чине майора, здесь поселился вместе с семьей в родовом имении его отец, Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862). В Грешневе он вел обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотичного характера, отец Некрасова не щадил их. Хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна (умерла в 1841 г.), женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия, она терпеливо занималась их воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол.
Крепостническое самодурство в те годы было явлением заурядным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу Некрасова, потому что жертвой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне, но и горячо любимая, русокудрая, голубоокая мать поэта.
От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели и с ранних лет заразился охотничьей страстью, которая способствовала искреннему сближению его с народом.
Некрасов учился в Ярославской гимназии. В 1838 г. уехал в Петербург, где посещал занятия в университете в качестве вольнослушателя. Отец за это оставил его без материальной поддержки. Он прошел тяжелую школу «петербургских мытарств», которые позже нашли отражение в стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».
В 1847— 1866 гг. Некрасов был издателем и фактическим редактором журнала «Современник». (Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)
_____________________________
Тема: Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»
Цели: расширить знания о творчестве Н.А. Некрасова; обучать правильному чтению стихов; пополнять словарный запас; развивать память, речь.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Н.А. Некрасова.
Оборудование: портрет и выставка книг Н.А. Некрасова, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудио-приложение к учебнику.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение стихотворений Н.А. Некрасова. Учащиеся представляют свои иллюстрации к произведениям.)
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Прочитайте стихотворение «Хитрые санки».
Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня,
То и дело мои санки
Убегают от меня.
Не успею сесть верхом,
Санки — с места и бегом...
Мои санки едут сами,
Без мотора, без коня.
А под горкой мои санки
За сугробом ждут меня.
Непослушным, скучно им
Подниматься вверх одним.
И. Бурсов
— Понравилось вам стихотворение? О чем оно?
— Какие зимние забавы вам нравятся? Расскажите о них.
— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению Н.А. Некрасова на с. 149 учебника. Предположите, о чем оно.
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
Работа над стихотворением «В зимние сумерки нянины сказки...»
(Учитель включает аудиозапись: выразительное чтение стихотворения актером.)
— Каким настроением проникнуто это стихотворение? О чем оно?
— Как поэт описывает забавы Саши?
— Объясните значение слов.
СУМЕРКИ — (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма).
САЛАЗКИ— (маленькие деревянные ручные санки).
— К какому жанру относится данное произведение?
— Что отличает стихотворение от рассказа? (В стихотворении есть ритм и рифма.)
— Найдите рифму в стихотворении. (Сказки - салазки, стрелой — ледяной, бегу — в снегу, шубка — голубка...)
— Что необычного в записи стихотворения мы заметили? (Оно разделено на части по 2 строчки в каждой.)
— Как вы думаете, почему оно так записано?
Каждая часть стихотворных строк в литературе называется строфой.
— На с. 154 учебника прочитайте определение понятия «строфа» и подчеркните только главные слова.
В зависимости от количества строк различают следующие строфы: двустишие, четверостишие, трехстишие и др.
— Какое по количеству стихотворных строк прочитанное на уроке стихотворение? (Двустишие.)
(Подготовка учащихся к выразительному чтению стихотворения.)
— Прочитайте стихотворение другу. (Выразительное чтение стихотворения учащимися.)
VI. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?