Краткий обзор биографии Н.А. Некрасова

Детские годы Николая Алексеевича Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии. Осенью 1824 г., выйдя в отстав­ку в чине майора, здесь поселился вместе с семьей в родовом имении его отец, Алексей Сергеевич Некрасов (1788—1862). В Грешневе он вел обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было лишь 50 душ крепостных. Человек крутого нрава и деспотичного характера, отец Некрасова не щадил их. Хватили с ним горя и домочад­цы, особенно мать поэта, Елена Андреевна (умерла в 1841 г.), женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия, она терпеливо занималась их воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол.

Крепостническое самодурство в те годы было явлением заурядным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу Некрасова, потому что жерт­вой оказался не только он сам, не только грешневские крестьяне, но и го­рячо любимая, русокудрая, голубоокая мать поэта.

От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели и с ранних лет заразился охот­ничьей страстью, которая способствовала искреннему сближению его с народом.

Некрасов учился в Ярославской гимназии. В 1838 г. уехал в Петер­бург, где посещал занятия в университете в качестве вольнослушателя. Отец за это оставил его без материальной поддержки. Он прошел тяже­лую школу «петербургских мытарств», которые позже нашли отражение в стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

В 1847— 1866 гг. Некрасов был издателем и фактическим редактором журнала «Современник». (Подробнее см. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)

_____________________________

Тема: Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»

Цели: расширить знания о творчестве Н.А. Некрасова; обучать правильному чтению стихов; пополнять словарный запас; разви­вать память, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — форму­лирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи­телем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для созда­ния собственного текста, поиск необходимой информации в кни­ге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмыс­ление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формиро­вание системы нравственных ценностей (любовь к природе, гор­дость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Н.А. Некрасова.

Оборудование: портрет и выставка книг Н.А. Некрасова, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудио-приложение к учебнику.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихотворений Н.А. Некрасова. Уча­щиеся представляют свои иллюстрации к произведениям.)

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Прочитайте стихотворение «Хитрые санки».

Мои санки едут сами,

Без мотора, без коня,

То и дело мои санки

Убегают от меня.

Не успею сесть верхом,

Санки — с места и бегом...

Мои санки едут сами,

Без мотора, без коня.

А под горкой мои санки

За сугробом ждут меня.

Непослушным, скучно им

Подниматься вверх одним.

И. Бурсов

— Понравилось вам стихотворение? О чем оно?

— Какие зимние забавы вам нравятся? Расскажите о них.

— Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению Н.А. Некра­сова на с. 149 учебника. Предположите, о чем оно.

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

Работа над стихотворением «В зимние сумерки нянины сказки...»

(Учитель включает аудиозапись: выразительное чтение сти­хотворения актером.)

— Каким настроением проникнуто это стихотворение? О чем оно?

— Как поэт описывает забавы Саши?

— Объясните значение слов.

СУМЕРКИ — (полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма).

САЛАЗКИ— (маленькие деревянные ручные санки).

— К какому жанру относится данное произведение?

— Что отличает стихотворение от рассказа? (В стихотворении есть ритм и рифма.)

— Найдите рифму в стихотворении. (Сказки - салазки, стре­лой — ледяной, бегу — в снегу, шубка — голубка...)

— Что необычного в записи стихотворения мы заметили? (Оно разделено на части по 2 строчки в каждой.)

— Как вы думаете, почему оно так записано?

Каждая часть стихотворных строк в литературе называется строфой.

— На с. 154 учебника прочитайте определение понятия «стро­фа» и подчеркните только главные слова.

В зависимости от количества строк различают следующие строфы: двустишие, четверостишие, трехстишие и др.

— Какое по количеству стихотворных строк прочитанное на уроке стихотворение? (Двустишие.)

(Подготовка учащихся к выразительному чтению стихотво­рения.)

— Прочитайте стихотворение другу. (Выразительное чтение стихотворения учащимися.)

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что лег­ко удавалось выполнить?

Наши рекомендации