Краткий обзор биографии А.Н. Плещеева
Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в Костроме. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда Плещеев был еще ребенком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге (куда он переселился вместе с матерью в 1839 г.) в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Однако царившая там атмосфера угнетала, военная карьера его не привлекала, и в 1842 г. он покинул училище (уволен по болезни), а осенью 1843 г. поступил в Петербургский университет на восточное отделение историко-филологического факультета.
В студенческие годы значительно расширился круг знакомств А.Н. Плещеева и определилась сфера его интересов: литературные и театральные увлечения сочетались с обращением к истории и политической экономии.
Он писал стихи, а во второй половине 1840-х гг. довольно успешно выступал и как прозаик. Его деятельность переводчика охватывала весь его творческий путь. Он переводил прозу и стихи.
Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности начинающему. Однако и у самого Плещеева жизнь складывалась нелегко: после ссылки он многие годы находился под полицейским надзором, а в 1863 г. в связи с делом Чернышевского был вызван в Сенат по обвинению (фальшивому, как ему удалось доказать) в противоправительственной деятельности; всю жизнь он боролся с нуждой и, чтобы содержать семью (в 1864 г. умерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя вместе с тем и литературных занятий.
В литературном мире он пользовался общим уважением как старейший и честный писатель, начавший свой творческий путь еще в эпоху Белинского. Лишь последние годы жизни Плещеев провел относительно спокойно: он получил большое наследство и, свободный от изнурительной работы, путешествовал за границей, однако здоровье его уже было подорвано, и ему не довелось осуществить творческие планы.
___________________________
Тема: И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями.....
Цели: расширить знания о поэте, его жизни и творчестве; пополнять словарный запас; учить видеть прекрасное вокруг; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.С. Никитина.
Оборудование:портрет и выставка книг И.С. Никитина, видео-или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудио-приложение к учебнику.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Чтение стихотворения «Дети и птичка» наизусть.)
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Узнайте полное имя поэта, творчество которого мы будем изучать на уроке, выписав только буквы русской азбуки. (Иван Саввич Никитин.)
SHHWGKMLITSMHV MVLBISAHWL CSAWIBBLVSH4NG
— Определите задачи урока.
— Что вы помните об этом поэте?
IV. Работа по теме урока