Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания Контрольная работа № 3 по теме «Чудесный мир классики»

Цели:познакомить с новым разделом; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление, наблюдатель­ность; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана, анализировать произведение живописи, сравнивать про­изведение живописи и литературный текст.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнозиро­вать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирова­ние учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебни­ка в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, са­мостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмыс­ление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: знание и умение оперировать понятиями: красота родной природы, гор­дость за свою родину, лирические произведения (наблюдение, настроение, пейзаж, средства художественной выразительности).

Оборудование:видео- или фотоматериалы, репродукции кар­тин на тему урока, карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Сказка леса

Из душистых веток сплетена завеса,

Не пускают ветра сосны к сердцу леса...

Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,

Свежий и прохладный, чистый и блестящий...

И, пугливо прячась в травке побережной,

В тот ручей глядится ландыш белоснежный,

И хранит из веток крепкая завеса

Дремлющую сказку — сказку в сердце леса...

Г. Галина

— Понравилось вам стихотворение?

— Прочитайте его медленно (еще: начните читать медлен­но и постепенно ускоряйте темп, начните читать быстро и постепенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выразительно).

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— О чем рассказывает нам автор?

— Как вы поняли название стихотворения «Сказка леса»?

— О каких сказочных явлениях природы говорит нам автор?

— Какое время года вам нравится больше других? Расскажите.

— Расшифруйте, что здесь написано. (Поэтическая тетрадь.)

ЬДАРТЕТ ЯАКСЕЧИТЭОП

— Как вы считаете, что это такое?

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника - он называется «Поэтическая тетрадь».

IV. Работа по теме урока

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения учащихся.)

— Чему мы будем учиться?

— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 137.

— Прочитайте, с чем мы познакомимся. (С замечательными произведениями Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Е.А. Баратынско­го, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, И.А. Бунина, Н.А. Некра­сова.)

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

— Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе?

(Учитель открывает запись на доске: наблюдать, пейзаж, сред­ства художественной выразительности.)

— Какие из них вы можете объяснить?

НАБЛЮДАТЬ - 1) внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения; 2) изучать, исследовать; 3) осуществлять надзор за кем- или чем-нибудь.

ПЕЙЗАЖ- 1) общий вид какой-нибудь местности; 2) рису­нок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ -метафорические высказывания в художественном тексте, связан­ные с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.

Искусство — это самовыражение личности. Из метафор спле­тается литературная ткань, которая создает волнующий нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополни­тельные значения, стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную лите­ратуру.

В устной речи — не только в литературной, но и в разговор­ной — мы, не задумываясь, используем все выразительные сред­ства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают ме­тафоры.

— Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.

— Проверим, внимательны ли вы были. Скажите: с произве­дениями каких поэтов мы познакомимся?

— Какие это будут произведения? (Лирические.)

— Расскажите, чему мы научимся. (Самостоятельно опре­делять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению, находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором.)

— Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Сопереживать лирическому герою, наслаждаться поэзией, понимать и лю­бить ее.)

V. Физкультминутка

Наши рекомендации