Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания
Цели:познакомить с новым разделом; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана; развивать память, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умение прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение, знание понятий: литературная сказка в стихах, построение сказки, герои сказки, нравственный потенциал литературной сказки, лирическое произведение, стихотворение, настроение, картина природы, звукопись, средства художественной выразительности, иллюстрация (тема, главная мысль, содержание картины), художник-иллюстратор, повествовательный текст (рассказ, сказка, события, тема, главная мысль, герои произведения, мотивы их поступков); метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться и учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни).
Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выпивка книг по теме урока; у каждого учащегося: карточки с текстом речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Пусть сказка — вымысел и ложь,
Но здесь прочтешь ты между строк,
Что в жизнь уверенно войдешь
Лишь через школьный ты порог.
Прозрачным солнечным лучом
Проложится твой путь на свете,
И жизнь основана на чем,
Поймешь, проснувшись на рассвете!
— Прочитайте медленно жужжащим способом.
— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: утвердительно, сердито, весело, с интонацией удивления, с интонацией сожаления, выразительно).
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Рассмотрите выставку книг. Как бы вы ее назвали?
— Определите тему и цели урока.
IV. Работа по теме урока Введение в новый раздел учебника
— Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. Прочитайте его название. («Чудесный мир классики».)
— Как вы понимаете, что такое мир классики? (Классика — образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.)
— Как вы думаете, произведения каких авторов могут войти в этот раздел?
— Откройте учебник на с. 35. Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе. (С произведениями великих русских писателей А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н Толстого, А.П. Чехова.)
— Чему мы научимся? (Наблюдать за развитием основной мысли, сравнивать начало и конец сказки, рассказывать о герое произведения, сравнивать его с другими героями.)
— Прочитайте, чему мы будем учиться. (Наблюдать за особенностями языка сказок, определять отношение к прочитанному и высказывать свое мнение о произведении и его героях, сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.)
— Уточните задачи уроков в этом разделе. На какие вопросы вам хочется получить ответы?
— Какие понятия мы должны изучить?
— Какие из перечисленных писателей вам известны?
— Какие произведения этих писателей вы читали?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока Представление выполненного проекта
— Тему какого проекта вы выбрали?
— Расскажите о том, какие работы у вас получились. (Презентация проектов.)
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает вашеотношение к материалу урока.