Коммуникативное и речевое развитие
Развитие устной речи:
· систематическое обогащение и активизация словаря;
· обучение подробному, краткому и выборочному пересказу текста по самостоятельно составленному плану;
· обучение словесному рисованию картин к художественным текстам;
· обучение составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
· обучение составлению устных рассказов от имени одного из героев;
· обучение составлению устных описаний-миниатюр;
· заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения;
· дальнейшее развитие точности и выразительности речи;
· творческие работы: сочинение сказок, рассказов, стихотворений.
Коммуникативное развитие:
· работа над умением формулировать уточняющие вопросы, направленные на оценку понимания партнерами по общению представленной позиции;
· формирование умения выразить свое чувство, настроение по поводу прочитанного или прослушанного, используя соответствующие лингвистические и паралингвистические средства;
· выработка умения оценивать авторскую позицию, отношение к героям произведения и соотносить ее с собственной, выражать это, используя соответствующие лингвистические и паралингвистические средства;
· формирование умения подвести итог беседы по прочитанному, прослушанному, обобщив высказывания других учащихся и сформулировав основные выводы.
Развитие письменной речи:
· обучение составлению письменных описаний-миниатюр;
· развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
Список произведений для отработки навыка чтения
Читаем правильно
В. Бардадым «Мы читаем!»; В. Гусев «Вот так кот»; И. Бурсов «Кот и крот»; Д. Биссет «Орел и овечка»; В. Драгунский «Заколдованная буква», «Когда я был маленький», «Не пиф, не паф!»; Н. Носов «Находчивость»; Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»; Б. Заходер «Муравей».
Читая — думаем
М. Бородицкая «Первое сентября»; В. Берестов «Читалочка»; К. Ушинский «Наше отечество»; В. Орлов «Родное»; П. Воронько «Лучше нет родного края»; Г. Ладонщиков «Скворец на чужбине»; О. Дриз «Загадка»; Б. Заходер «Два и три»; Р. Сеф «Считалочка»; М. Юдалевич, «Три плюс пять»; В. Левин «Чудеса в авоське»; С. Иванов «Какой сегодня веселый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...»; А. Шибаев «Кто слово найдет»; В. Берестов «Если хочешь пить», «Гололедица»; Б. Заходер «Как волк песни пел»; С. Прокофьева «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка»; В. Зотов «За двумя зайцами»; Э. Шим «Жук на ниточке», «Очень вредная крапива»; Л. Толстой «Косточка»; С. Прокофьева «Когда можно плакать?»; В. Сухомлинский «Пусть будут Соловей и Жук»; С. Козлов «В сладком морковном лесу»; В. Осеева «Сторож», «Кто наказал его?»; А. Барто «Рыцари»; В. Осеева «Плохо»; Д. Хармс «Удивительная кошка»; русская народная сказка «Лиса и журавль»; индийская сказка «Ссора птиц»; В. Берестов «Посадили игрушку на полку...», Э. Мошковская «Всего труднее дело...»; русская народная сказка «Самое дорогое», С.Баруздин «Кузнец»; Б.Заходер «Петя мечтает»; русская народная сказка Два мороза».
Читаем выразительно
«Белым-бело!» В. Лившиц, «Аккуратные зайчата» Г. Лагздынь, «Забыл» В. Луговой, «Пчела» Г. Сапгир, «Переполох» А. Шибаев, «Ворона» В. Орлов, «Рыбак и червяк» Г. Бойко, «Сорока и Волк»» Н. Сладков, «В тихой речке» Е. Чеповецкий, «В пенале» Н. Костыря, «Разведчица» А. Барто, «В пруду» Л. Яхнин, «Кукушка» М. Джалиль, «Заходите!» Во Куанг, «Петух» В. Протасов, «Капустный листок» Л. Яхнин, «Медвежье ухо» А. Шибаев, «Поросенок» Л. Яхнин, «Сорока и медведь» Н. Сладков, «Ежик и барабан» Г. Виеру, «Медведь» Г. Виеру, «Дуб и ветер» Н. Матвеева, «Тук да тук» В. Суслов, «А почему дом растет» И. Михайлова.
А. Прокофьев «Как на горке, на горе»; А. Фет «Чудная картина...»; С. Воронин «Храбрый клоун»; С. Маршак «Жадина»; О. Григорьев «Яма»; Э. Успенский «Всё в порядке»; В. Осеева «Три товарища»; Н. Матвеева «Девочка и пластилин»; Ю. Ермолаев «Два пирожных»; Э. Мошковская «Обида», «Трудный путь»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; И. Дик «Красные яблоки»; А. Барто «Перед сном»; С. Козлов «Заяц и Медвежонок»; И. Пивоварова «Про сверчка, мышь и паучка»; К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху»; Н. Юсупов «Серый волк»; Дж. Родари «Рыбы»; Б. Заходер «Кискино горе»; Э. Мошковская «Говорящая кошка»; А. Фройденберг «Великан и мышь»; Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски»; К. Ушинский «Спор деревьев».
Читаем быстро
Скороговорки; И. Мазнин «Шла лисица»; Е. Благинина «У Вари на бульваре...»; М. Бородицкая «Были галчата в гостях у волчат...»; Р. Сеф «Бесконечные стихи»; Э. Мошков-ская «Болельщик»; Ю. Ермолаев «Угодили»; В. Осеева «Просто старушка»; В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится»; дагестанская сказка «Храбрый мальчик».
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
II КЛАСС (35 часов)
Круг детского чтения: небольшие художественные произведения (1-2 страницы текста), заглавие которых и иллюстрации точно соответствуют ее содержанию. Отбираются произведения о временах года, о животных, птицах и растениях, о детях, о семье, о человеческих взаимоотношениях, о приключениях и волшебстве.
Работа с детской книгой: привитие интереса к детским книгам; формирование умения рассматривать иллюстрации; соблюдение правил гигиены и сохранности книг, формирование умения различать основные элементы книги: переплет (обложка), корешок, страницы. Знакомство с книжной выставкой и рекомендательным плакатом. Знакомство с правилами гигиены чтения и сохранности книг.
III КЛАСС (35 часов)
Круг детского чтения: детская художественная книга объемом 8-20 страниц. Отбираются произведения для коллективного и самостоятельного чтения, а также для выборочного перечитывания вслух: стихи, сказки, рассказы о животных, птицах, временах года, о Родине и т.п., предназначеные для детей младшего школьного возраста, ведущих отечественных и зарубежных писателей (С. Маршака, С. Михалкова, В. Бианки, М. Пришвина, К. Паустовского, Н. Сладкова, К. Ушинского, А.П. Чехова, В.Г. Сутеева, Е. Пермяка, Н. Носова, Б. Заходера, А.С. Пушкина, Г. Х. Андерсена, А. Лингдрен, Ш. Перро и др.), сказки разных народов.
Работа с детской книгой: Ориентировка в одной книге: определяет содержания по названию (автор, заглавие) и иллюстрациям; умение дать правильный ответ на вопрос, о ком или о чем слушали, читали. Закрепление читательских навыков, связанных с работой над текстом, особенно умения выделять законченную по смыслу часть (эпизод) текста и передать ее, воспользовавшись любым освоенным видом пересказа ( с помощью учителя).
Ориентировка в группе книг (2-4-х); выбор книги по заданным признакам. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Умение определять примерное содержание незнакомой книги по ее элементам (с помощью учителя); прочитать за неделю произведение объемом 3-8 страниц (I полугодие) и 10-15 страниц (к концу II полугодия); правильно назвать книгу или произведение по памяти и воспроизвести содержание прочитанного, опираясь на вопросы учителя.
Знакомство с картотекой обложек и простейшей каталожной карточкой; формирование умения пользоваться рекомендательным списком и тематической картотекой.
Знакомство с доступными литературными играми и формирование интереса к занятиям литературными играми во внеурочное время.
IY КЛАСС (35 часов)
Круг детского чтения: детская книга (художественная, научно-познавательная, справочная) для младшего школьного возраста объемом 30-100 страниц (свыше 100 страниц могут быть только книги-сборники, включающие несколько произведений сравнительно небольшого объема). Детские газеты и журналы по выбору учителя. Детям предлагаются сказки и мифы народов мира, литературные сказки, художественная и справочная литература по истории России и мировой истории; книги о науке и технике, о машинах и вещах, об их творцах-ученых, изобретателях, народных умельцах; книги о родном городе, его прошлом и настоящем; книги о ратном подвиге народа - от былинных богатырей до наших дней; книги о путешествиях -настоящих и сказочных; приключенческая и научно-фантастическая детская книга; книги-справочники для детей.
Работа с детской книгой: знание приемов выбора нужной книги для чтения на определенную тему (использование книжной выставки, рекомендательного указателя или открытого доступа к книжным полкам детской библиотеки).
Умение соотносить знакомые произведения с фамилиями писателей, детские книги которых учащиеся неоднократно читали или рассматривали в течение предыдущих лет обучения.
Умение самостоятельно выбрать и прочитать детскую книгу (художественную и научно-познавательную); прочитывать за неделю произведение объемом 10-15 страниц (I полугодие) и 20-30 страниц (к концу II полугодия). Отработка умений кратко передать содержание прочитанного (в целом или отдельных эпизодов), а также составить рассказ о герое, пользуясь планом, предложенным учителем. Умение пользоваться доступными справочниками.
Формирование умения целенаправленно читать детскую периодику и использовать ее на уроках и во внеурочное время.
Отработка навыка самостоятельного определения содержания незнакомой книги по ее элементам (титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, иллюстрации) и умения правильно записать на карточку нужную книгу.
Знакомство с новыми видами литературных игр.
Рекомендуемый список литературы для самостоятельного чтения
Предложенный список литературы носит рекомендательный характер. Учитель по желанию может выбрать из него произведения для самостоятельного чтения учащимся дома, вместе с родителями. Произведения даны по разделам.