Читательские умения (II полугодие)
Навык чтения
Способ чтения:
Плавное послоговое чтение с переходом на синтетический способ чтения коротких слов, состоящих из 3-4-х букв.
Правильность чтения:
Правильное орфографическое чтение.
Скорость чтения:
Темп чтения знакомого текста - 25-30 слов в минуту (указан минимум для выставления высшей отметки).
Выразительность чтения:
Умение ориентироватьсяна знаки препинания в конце предложений и соблюдать паузы и интонацию, соответствующих знакам препинания в конце предложения.
Осмысленность чтения:
· понимание прочитанных слов с ориентацией на их лексическое и грамматическое значение (подбор соответствующей картинки, показ предмета, признака, действия, устного объяснения значения и т.п.);
· понимание прочитанных предложений, в том числе, и на основе учета флективных отношений (подбор соответствующей картинки);
· понимание простых в содержательном и языковом отношении, небольших по объему текстов;
· понимание текстов с ориентацией на морфемы.
Навыки работы с текстом и книгой
· умение ответить на вопросы по содержанию прочитанного небольшого текста;
· умение находить ключевые (опорные) слова в небольших и простых в содержательном и языковом плане текстах;
· умение последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана);
· умение составлять картинный план к прочитанному произведению и пересказывать в соответствии с ним;
· умение подробно пересказывать небольшие по объему тексты;
· умение осознавать тот факт, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным человеком), что способствует преодолению «наивного реализма» в восприятии литературы;
· умение называть героев, узнавать на иллюстрациях эпизодов, ситуаций прочитанного небольшого текста.
· называние автора и заглавия литературного произведения.
Коммуникативное и речевое развитие
Развитие устной речи:
· закрепление правильного фонетического оформления высказываний;
· формирование лексических, морфологических и синтаксических обобщений;
· работа над лексическим и грамматическим значением слова;
· обучение правильному употреблению слова в связной речи;
· обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);
· обучение подробному пересказу по вопросам или картинному плану, составлению устных рассказов по картинкам;
· работа над грамматически правильным построением устного высказывания;
· обучение способам заучивания наизусть стихотворений.
Коммуникативное развитие:
· формирование умения внимательно слушать читаемое произведение;
· формирование умения внимательно слушать вопросы партнера по общению по поводу прочитанного;
· работа над умением вовремя включаться в ситуацию обсуждения прочитанного и реагировать на нее соответствующими действиями (ответы на вопросы, нахождение соответствующей иллюстрации, соответствующего эпизода);
· выработка умения оценивать ответы других учащихся как правильные и неправильные.
Одни и те же задания и упражнения (например, различные пересказы, составление устного и письменного рассказа), будучи приемами понимания прочитанного, одновременно развивают речь, т.е. являются и целью, и методом обучения.
III КЛАСС (105 часов)
Круг детского чтения
Стихотворения и рассказы об осени
Рекомендуемый список произведений:
«Осень» Е. Трутнева, «Эхо» Н. Сладков, «Осень» Г. Скребицкий, «Недосмотренные грибы» М. Пришвин, «Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин, «Осень» М. Лермонтов; «Листопадничек» И. Соколов-Микитов; «Ласточки пропали...» А. Фет, «Барсучий нос» К. Паустовский.
Сказки о животных и птицах
Рекомендуемый список произведений:
«Белый медведь и бурый медведь» - ненецкая сказка, «Журавль и цапля» - русская сказка, «Зимовье зверей» - русская сказка, «Сказка про воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Д. Мамин-Сибиряк, «Белые перышки» - русская сказка, «Сказка про трех поросят» - английская сказка, «Как лиса шила волку шубу» - русская народная сказка, «Ромашки в январе» М. Пляцковский, «Хитрый петух» - болгарская сказка, «Теремок» - русская народная сказка, «Сапоги для индюка» Л. Яхнин, «Почему верблюд оглядывается, когда пьет» - казахская сказка, «Два козлика» К. Ушинский, «Зайцы и лягушки» Л. Толстой, «Заяц и еж» - Л. Толстой, «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен, «Волк и олень» - эстонская сказка.