Логический и коммуникативный аспекты аргументации
Аргументация, наряду с показом и рассказом, является неотъемлемой частью убеждения - рационального, использующее доказательную аргументацию, воздействие на взгляды, мнения и верования другого человека или группы людей.
В процессе убеждения оратор переносит свою систему взглядов (или взгляд на определенную проблему) в сознание другого человека. Механизм убеждения[32]состоит из двух этапов: 1. Вытеснение системы взглядов оппонента. Сначала следует набрать значительное, а точнее — достаточное количество аргументов (А1 …, An),которые бы доказали несостоятельность точки зрения вашего речевого оппонента.. После того, как вытеснение произошло, в мозгу вашего речевого оппонента образуется вакуум, и можно переходить к следующему этапу. 2. Замещение - заполнение «вакуума» сознания собеседника своей системой убеждений посредством новой системы аргументов (An1, ..., An1). Вы замещаете уже пустующее место в сознании другого человека своей концепцией. Это и называется — убедить.
Убеждение - вид психологического воздействия, а именно прямое и обращенное к сознанию. Наряду с такой формой воздействия существуют и другие, например, внушение, которое обращено к подсознанию. Поэтому в риторике выделяют два аспекта речи, включая и аргументацию, - логический и коммуникативный.
В основании логического аспекта лежит доказательство (см. определение логико-речевого доказательства). Цель доказательства – обосновать истинность тезиса. Задача - уничтожение сомнений в правильности выдвинутого тезиса. Способы ведения доказательства: «при прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы найти такие убедительные аргументы, из которых логически вытекает тезис. Косвенное доказательство устанавливает справедливость тезиса тем, что вскрывает ошибочность противоположного ему допущения, антитезиса»[33]. Доказательство обращено к рациональной сфере сознания, и при его построении используются логические (рациональные) аргументы, которые имеют объективную природу:
1. Статистика. Правила использования:
- желательно приводить целые, недробные цифры: они лучше воспринимаются;
- цифры лучше давать в сравнении;
- приводимых цифр должно быть немного: небольшое количество статистических данных лучше усваивается.
2. Употребление терминологии научных отраслей знания;
3. Апелляция к нормативно-правовым актам.
Таким образом, доказательство опирается на истину. В отличие от него внушение обращено к эмоциональной сфере сознания и ориентировано на мнение аудитории. Поэтому при внушении в качестве основной категории выступает не истинность, а правдоподобность, т.е. то, что кажется речевому оппоненту правдоподобным.
Внушение– «это навязывание готового мнения адресату путем воздействия на подсознание. .. Цель внушения – путем воздействия на эмоциональную сферу человека заставить принять предлагаемые идеи и руководствоваться ими в практических делах. … Тем самым задача внушения – создать ощущение добровольности при восприятии чужого мнения, его актуальности и привлекательности».
Цели и задачи воздействующей речи реализуются через топосы – общие места, объединяющие оратора и аудиторию и «основанные на ценностях и предпочтениях аудитории, обращающиеся к нравственным ориентирам, эстетическим идеалам, интеллектуальным интересам, разделяемым этой аудиторией».
Ценности – это «объекты, явления, их свойства, абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного»[34].
Виды ценностей:
1. Универсальные, или общечеловеческие: жизнь, здоровье, любовь, ДОСтоинство человека, свобода и т.д.
2. Государственные: патриотизм, гордость национальной историей, наукой, культурой; национальные честь и достоинство и т.д.
3. Групповые. Данный вид ценностей представлен в определенной социальной группе, сформированной, например, на основе общности политических, профессиональных, возрастных и подобных интересах.
4. Индивидуальные. Ориентированы на личные интересы человека.
На основе перечисленных ценностей оратором строятся топосы:
1. Прагматический - то, что аудитория считает полезным;
2. Эмоциональный - то, что аудитория считает приятным;
3. Этический – то, что аудитория считает нравственным;
4. Эстетический – то, что аудитория считает прекрасным;
5. Интеллектуальный – то, что аудитория считает интересным.
При построении внушения используются так называемые риторические аргументы, имеющие субъективную природу:
1. Побуждающие доводы. Оратор побуждает к действию, указывая на личностную выгоду человека.
2. Объясняющие доводы. Оратор объясняет мотивы, которыми должен руководствоваться слушающий в своих поступках, чтобы принести пользу обществу.
3. Иллюстративный типпредставлен двумя видами примеров:
- конкретным, взятом из жизни
- предположительным: рассказывается о том событии, которое могло бы быть при определенных условиях.
4. Образный аргумент имеет в своей основе аналогию
-буквальную: сравниваются предметы, сопоставимые по своим характеристикам
- фигуральную: объекты сравнения удалены друг от друга, и между ними прослеживается только символическая связь.
5. Ссылка на авторитет
- профессионала (специалиста)
- страны
- статуса, социального, например известной личности шоу-бизнеса, спорта, кино и т.д., и внешнего вида, который свидетельствует о профессии, материальном положении, личностных качествах.
6. Довод от обещания.
7. Довод к массам. Аргумент выступает в виде апелляции к авторитету массы.
8. Довод от угрозы, которая бывает прямой, напрямую называющей неприятные для оппонента последствия, и косвенной, предупреждающей о возможных неприятностях. Исходя из определения можно сказать, что в аргументации, безусловно, применима косвенная угроза и прямая угроза, но только если она связана с универсальными ценностями, например в медицинской и социальной рекламе.
9. Оценочный аргумент. Оратор дает оценку оппоненту или объекту речи.
10. Аргумент к интуиции.
11. Аргумент к вере.
12. Аргумент к здравому смыслу.
В риторике выделяются так называемые ложные доводы – аргументы, которые не могут использоваться в речи ни при каких обстоятельствах:
1. Прямая угроза, кроме случаев, оговоренных выше;
2. Довод от осуждения: он вызывает негативную реакцию оппонента, а цель убеждения – всё-таки установить контакт с аудиторией;
3. Довод от собственного авторитета: единичный личностный опыт не может претендовать на объективность.
Композиция речи
Композиция является неотъемлемой частью речи, так как позволяет повысить эффективность воздействия на аудиторию, помогая оратору правильно определить способ обоснования тезиса, расположить порядок следования содержательных компонентов речи.
Композиция речи – это «закономерное мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, организация материала, расположение его в определенной системе»[35].
Части композиции:
1.Вступление – первая часть композиции речи, как и заключение, является функционально значимым в смысловом отношении, так как, согласно закону края,лучшего всего запоминается информация, представленная в начале и конце речи. Цель вступления – установить контакт с аудиторией и сообщить о чем, пойдет речь.
Задачи вступления:
1. Оратор должен вызвать доверие аудитории, расположить ее к себе – установить контакт, заинтересовать аудиторию, создать в ее глазах впечатление убежденного человека. Поэтому во вступлении должно быть решительное начало - первая фраза, которая является домашней заготовкой, должна быть произнесена уверенно. Во вступлении важны этикетные формулы, приветствие, которые относятся к одной из частей вступления - зачину;
2. Оратор должен сформулировать тезис, задачи речи и те вопросы, которые будут обсуждаться, подчеркнуть актуальность темы.
Приемы организации вступления:
1.Естественное начало уместно в доброжелательно настроенной по отношению к оратору аудитории, потому что такой тип начала сразу вводит слушателей в суть дела. Разновидности естественного начала: сообщение причины речи, цели выступления, обоснование темы, постановка проблемы, исторический обзор.
2. Искусственное начало реализуется в критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда аудитория невнимательна. Поэтому выделяются следующие разновидности искусственного начала, помогающие расположить к себе аудиторию и сконцентрировать ее внимание: афоризм, аналогия (чаще фигуральная), ироническое замечание или шутка, притча или легенда, вопросы философского или оценочного характера, общественная или моральная оценка обсуждаемого события, оценка аудитории.
3. Внезапное начало, когда оратор начинает речь неожиданно, раскрывая перед аудиторией свое эмоциональное состояние. Нужно помнить, что внезапное начало – это не импровизация, оно готовится заранее, но должно выглядеть как непосредственная реакция на событие. К такому типу начало следует прибегать только опытным ораторам.
2. Основная часть. Работа над ней посвящена построению логико-речевого доказательства. В основной части мы раскрываем, доказываем тезис посредством аргументации согласно намеченному плану-конспекту речи, т.е. формулируем основную мысль, приводим аргументы.
Центральной единицей основной части является микротема – «законченный по смыслу и структурно фрагмент речи, включающий отдельные суждения, полученные в результате деления тезиса, и аргументы в их защиту»[36]. Каждая микротема строится как рассуждение по схеме: суждение - аргументы – вывод.
Большая часть речей строится по принципу параллельного соподчинения микротем одного уровня: каждая микротема укрепляется внутри основной части жесткими подчинительными отношениями и представляет собой блок, который может передвигаться внутри речи, если это микротема первого уровня. Она может содержать в своем составе другие, более мелкие микротемы - микротемы второго уровня, которые могут передвигаться, не выходя за границы первого уровня, внутри его. Поэтому основная часть фактически представляет собой риторическое рассуждение, которое строится следующим образом: «тезис обосновывается аргументами, распределенными по микротемам, связанным с тезисом подчинительными (причинными) отношениями, а между собой – сочинительными»[37] и характеризуется логической последовательностью и стройностью изложения материала.
Аргументы или микротемы могут располагаться по нескольким видам аргументации:
1. Восходящая аргументация: сила воздействия к концу речи возрастает. Здесь часто используется градация;
2. Нисходящая аргументация: сила воздействия к концу речи убывает;
3. Дедуктивная аргументация: это выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых утверждений, т.е. от общей посылки к аргументам.
4. Индуктивная аргументация: от аргументов к выводу.
Методы изложения материала[38]:
1.Исторический методэкспликации информации, т. е. изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли с течением времени. Часто этот метод называют хронологическим;
2. Дедуктивный метод - изложение материала в структуре речевого произведения от общего к частному, от тезиса к аргументам;
3. Индуктивный метод- изложение материала от частного к общему; от аргументов к выводу;
4. Метод аналогии- сопоставление различных явлений, событий, фактов в целях перенесения закономерностей, выявленных при анализе хорошо изученного объекта на объект менее изученный;
5. Концентрический метод- расположение материала вокруг одной главной проблемы. Говорящий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу. Оратор периодически возвращается к исходному тезису, расширяет его, уточняет понятия, раскрывающие содержание. Структура такого сообщения напоминает расходящиеся по воде круги. Изложение, осуществляемое посредством концентрического метода, представляет собой возврат к проблеме на том или ином "витке" развертывания структуры речи;
6. Ступенчатый, или стадиальный, метод - последовательное изложение одного вопроса за другим. Этот метод напоминает хронологический метод линейностью представления событий. Однако если хронологический отражает логику событий, то ступенчатый - логику движения мысли оратора.
3. Заключение. В этой части композиции следует подвести итог выступлению, а именно: вы должны возвратиться к началу речи, к тезису, напомнить о чем говорили и к каким обобщающим выводам пришли. При этом, как считает Н.Н. Кохтев, заключение, как и вступление, может содержать этикетные формулы (поблагодарить аудиторию за внимание).
Речевые формы заключения:
-подвести итог сказанному
- заострить проблему, усилить впечатление от речи
- повторить основные этапы развития темы
- показать пути выхода из проблемы, наметить ее возможное развитие
- выдвинуть конкретное предложение
- высказать пожелание аудитории.
Общие принципы построения выступления[39]:
1. Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима;
2. Пинцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения;
3. Принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора;
4. Принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств;
5. Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, то есть непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла;
6.Закон края (см. выше).
Необходимо помнить, что содержательно и структурно композиция зависит от жанра речи.