Процедура диагностики на приборе модели АЦ-9К

1. Посадите испытуемого лицом к столу и при необходимости отрегули­руйте высоту стула, на котором он сидит (особенно для ребенка). Прибор АЦ-9К расположите на столе прямо перед испытуемым. Затем поверните прибор против часовой стрелки на 45 градусов. Испытуемый помещает предплечье правой руки на ручку дипломата и панель прибора по центру (между парами пластинчатых электродов) и обхватывает левый ползунок кинематометра большим и указательным пальцами. Проследите, чтобы его рука была в удобном положении, аналогичном положению при письме. Затем испытуемый проводит несколько пробных перемещений ползунка на произвольно выбранные отрезки, как с открытыми глазами, так и с закры­тыми. Он должен почувствовать ход ползунка, дистанции его перемещений, запомнить масштаб шкалы и оценить удобство принятой позы. Движения ру­кой выполняются плавно, без резких остановок и рывков, в удобном для ис­пытуемого темпе.

2. Из главной формы программы «Активациометр универсальный» осу­ществите выбор диагностики. В меню «Переход к диагностике» выберите «Психофизиологическая диагностика» и далее – «Внешний» баланс нервной системы». После этого появляется экранная форма с титульной надписью «Диагностика «внешнего» баланса нервной системы».

Для начала процедуры диагностики следует нажать кнопку "Начать". В результате будет выведено сообщение, предлагающее развести до упора в разные стороны ползунки линейки, установив их таким образом в исходное положение. До разведения ползунков кнопка "Ок", закрывающая это диалого­вое окно, не будет активирована и нажать ее будет невозможно. После сброса ползунков она станет доступной. После ее нажатия диалоговое окно исчезнет и опять появится окно диагностики. Надпись на кнопке "Начать" сменится на "Далее>>". В процессе диагностики в нижней части окна, для удобства проведения диагностики, будут появляться подсказки, кратко описывающие следующее действие испытуемого.

3. После вышеуказанной подготовки испытуемому дается следующая инструкция: «Сейчас вы будете совершать с закрытыми глазами движение до ограничителя пять раз подряд, запоминая протяженность совершаемых движений. Затем я уберу ограничитель, а вашей задачей является сделать пять движений (не открывая глаз) точно такой же амплитуды. Старайтесь делать задание как можно точнее. Задание будете выполнять два раза: на малой и большой амплитуде». При этом испытуемый не должен точно знать величину задаваемой ам­плитуды, т.к. иначе вместо воспроизведения он начнет отмеривать амплитуду, опираясь на свое зрительное представление об отрезках в 40 мм и 180 мм.

4. Экспериментатор устанавливает ограничитель (правый ползунок кине­матометра) таким образом, чтобы стрелка соприкасающегося с ним левого ползунка указывала на отметку 40 мм. Затем установите рядом с правым ползунком резиновый ограничитель, прилагаемый к прибору. Испытуемый выполняет движения левым ползунком до ограничителя пять раз с закрытыми глазами (или с помощью перевода шкалы в положение «слепой»). При этом правый ползунок должен находиться в статическом по­ложении, для этого экспериментатор придерживает ограничитель рукой. Затем экспериментатор убирает ограничитель и отодвигает правый ползунок вправо до упора. Испытуемый также с закрытыми глазами воспроизво­дит пять раз заданную амплитуду. После каждого воспроизведения испытуе­мый перемещает ползунок влево до упора.

5. Экспериментатор в каждом из пяти воспроизведений испытуемого фиксирует результат путем нажатия кнопки «Пробел».

6. Аналогично проводится диагностика на больших интервалах. Отличие в том, что экспериментатор устанавливает ограничитель (правый ползунок ки­нематометра) таким образом, чтобы стрелка соприкасающегося с ним левого ползунка указывала на отметку 180 мм.

Обработка результатов

1. Высчитываем арифметическую сумму ошибок на малых интервалах. В нашем примере (табл. 2.15) эта сумма равна + 16 (знак суммарной ошибки «+»).

2. Высчитываем арифметическую сумму ошибок на больших интервалах. В нашем примере (табл. 2.15) эта сумма равна – 15 (знак суммарной ошибки «-»). Таким образом, на малых интервалах для испытуемого характерны переводы, а на больших – недоводы.

3. Для более дифференцированного анализа «внешнего» баланса необ­ходимо отдельно на малой и большой амплитудах подсчитать:

а) число случаев переводов (п) и недоводов (н),

б) суммарные величины превышения и недоведения (в миллиметрах).

4. Затем подсчитать общую сумму отклонений (в мм) путём арифмети­ческого сложения (с учётом знака) всех отклонений независимо от амплитуды движений.

5. Полученные результаты внести в сводный протокол (таблица 2.16).

Таблица 2.16

Наши рекомендации