Средства создания литературного героя
Название произведенияМожет указывать в произведении на место, занимаемое персонажем в системе образов "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Эпиграф к литературному произведению Может указывать на основную черту характера героя "Капитанская дочка", "Евгений Онегин" А. С. Пушкина
Прямая авторская характеристика Писатель сознательно раскрывает свое отношение к герою, характеризуя его действия, поступки, давая им свою оценку "Онегин - добрый мой приятель..." (А. С. Пушкин) Речь героя Внутренние монологи, диалоги с другими героями произведения характеризуют персонажа, выявляют его склонности, пристрастия Монологи и диалоги Чацкого в "Горе от ума" А. С. Грибоедова
Поступки, действия героя Основа повествования художественного произведения, где изображаются поступки персонажей, через которые раскрывается характер героя Письмо Онегина из "Евгения Онегина" А. С. Пушкина; спасение Печориным Бэлы из "Героя нашего времени" М. Ю. Лермонтова
Психологический анализ Подробное воссоздание внутреннего мира персонажа (чувств, мыслей, эмоций); особую роль играют изменения внутренней жизни героя "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского Другие герои произведения Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель увидел героя не изолировано, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными людьми Печорин - Максим Максимыч, Бэла, Мери, Вернер, Вера, Грушницкий, контрабандисты в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова Портрет героя Изображение внешнего облика героя: его лица, фигуры, одежды, манеры поведения. Типы портрета: 1) натуралистический (портрет, скопированный с реально существующего человека); 2) психологический (через внешность героя раскрывается внутренний мир героя, его характер); 3) идеализирующий или гротескный (эффектные и яркие, изобилующие метафорами, сравнениями, эпитетами)
1) Мастер в "Мастере и Маргарите" М. А. Булгакова
2)Печорин в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова
3) Полячка в повести "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя
Социальная среда, общество Общественные условия, в которых живет и действует персонаж "Гранатовый браслет" А. И. Куприна Пейзаж Раскрывает внутренние переживания героя Описание южной природы передает переживания Печорина до и после дуэли с Грушницким в "Герое нашего времени" М. Ю. Лермонтова Художественная деталь Предмет, с помощью которого писатель характеризует героя. Яркая художественная деталь помогает читателю выявить особенности натуры персонажа Халат Обломова в романе "Обломов" И. А. Гончарова
Предыстория жизни героя (если есть) Описание детства, юности, становления героя как личности, помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажа "Обломов" И. А. Гончаров
Сатира и юмор
Осмеяние социальных явлений, которые представляются автору порочными.
Осмеяние частных недостатков жизненного явления, отдельного человека.
Гипербола Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений "Даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
Гротеск Вид сатирической типизации, при котором реальные жизненные отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального и фантастического "Только вдруг очутились на необитаемом острове, проснулись и видят: оба под одним одеялом лежат, разумеется, сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего с ними не случилось". (М. Е. С-Щ "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил")
Фантастика Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни Д. Свифт "Путешествие Гулливера Эзопов язык Вид подцензурного иносказания, намеренно маскирующий идею автора Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
Ирония Тонкая, скрытая насмешка "Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?" И. А. Крылов
Сарказм Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление, отрицательную черту характера персонажа "Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву". Пословица. Концовка "Невского проспекта" Н. В. Гоголя
Аллегория Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа Лиса в русских народных сказках - аллегория хитрости, ловкости; волк - аллегория злобы, жестокости; басни И. А. Крылова, Лафонтена, Эзопа