Компоненты литературно-творческих способностей
– воображение;
– способность к эмпатии, эмоциональная впечатлительность, рефлексия.
– наблюдательность и богатство ассоциаций.
– речевые способности.
Со структурой ЛТС коррелируют 4 группы заданий, направленных на развитие как специальных, литературно-творческих, так и креативных способностей в целом.
Задания, развивающие творческое воображение:
Виды заданий | Литературно-творческие умения |
– воображаемая встреча с героем, автором; – домысливание пропущенного эпизода, диалога героев; – интервью с героем; – создание телепередачи, проекта по заданной теме; – словесное рисование; – мизансценирование; – создание виртуальной галереи литературных персонажей; – «глазами режиссера» (режиссерский комментарий, рекомендации актерам, описание декорации пьесы); – творческие пересказы; – составление киносценария; – инсценирование (в том числе диалога эпического произведения); – реконструкция внесценических эпизодов драмы; – создание дневника героя; – изображение сцен с помощью пантомимы; – создание афиши к спектаклю по драматическому произведению; – словесная обложка произведения, сборника; – словесные эскизы декораций или костюмов героев; – создание портрета литературного персонажа; – разработка виртуального экскурса в эпоху, маршрута литературного героя и т.п.; – создание личной Интернет-страницы героя; – воссоздание по ремаркам места действия. | – умение представить в воображении картины, события, лица на основе словесных картин, созданных автором; – умение по художественным деталям заполнять «лакуны» в тексте; – умение создать киносценарий, инсценировать фрагмент литературного текста; – умение «достраивать» произведение с помощью воображения. |
Задания, способствующие развитию эмпатии, эмоциональной впечатлительности, рефлексии
Виды заданий | Литературно-творческие умения |
– выразительное чтение (в том числе наизусть); – чтение по ролям; – составление партитуры лирического стихотворения; – «войди в образ»; – создание произведения по собственному душевному состоянию; – письмо литературному герою или автору, героя герою; – «ролевая позиция»; – составление партитуры переживаний героев; – составление психологического словаря голосов, взглядов, жестов как средств душевного состояния героя; – составление графика динамики чувств героя; – «кодекс чести» литературного героя; – цветовое иллюстрирование. | – умение определять свое отношение к героям и отношение к ним автора; – умение передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении; – умение вести наблюдение в позиции «Я-Другой»; – умение эмоционально откликнуться на произведения разных жанров; – умение выявлять в тексте приемы, передающие чувства персонажей; – умение выявлять и мотивировать душевное состояние героев, исходя из описания внешних признаков; – умение входить в определенную ролевую позицию. |
Задания, развивающие наблюдательность, ассоциативное мышление
Виды заданий | Литературно-творческие умения |
– подбор цитат из произведений к иллюстрациям; – придумывание названия стихотворения; – подбор пословиц и поговорок, характеризующих героя; – составление центона; – составление ассоциативного поля; – подбор музыкальных и изобразительных ассоциаций; – литературная геральдика; – «рисованное сочинение»; – «карта души» героя; – создание проекта памятника писателю, герою; – подбор и классификация символов определенной эпохи; – стилистический эксперимент; – «досье» на героя. | – умение устанавливать ассоциативные связи между литературным произведением и произведениями других видов искусства; – умение соотнести словесные и зри- тельные образы произведения; – умение соотнести словесные и музыкальные образы произведения; – умение свертывать информацию до уровня метафор |
Задания, формирующие речевые способности:
Виды заданий | Литературно-творческие умения |
– разные виды пересказа; – создание творческого портрета писателя на основе воспоминаний современников; – «словесная дуэль»; – составление плана проведения заочной экскурсии; – презентация литературного героя; – реклама книги; – написание статьи для литературоведческого словаря; – рецензирование созданных рисунков; – создание устных и письменных текстов различных жанров; – составление «хит-парада» литературных героев с обоснованием; – минутка ритора. | – умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме; – умение выразительно читать произведения различных жанров; – умение строить монологический ответ, аргументированный текстом, на определенную тему; – владение умением краткого, выборочного, художественного пересказа; – умение создавать устные и письменные тексты в различных жанрах; – умение выбирать изобразительно-выразительные средства языка, соответствующие жанру высказывания. |
Воображение выступает главным условием эмоционально-образного постижения текста, поэтому в процессе развития литературно-творческих способностей актуальными становятся задания, направленные на воссоздание художественных образов и домысливание.