Актуальные проблемы теории и практики обучения литературе. Деятельность учителя литературы в современных условиях.
Можно обозначить следующие теоретические проблемы, привлекавшие и до сих пор привлекающие внимание методистов. 1. Проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира. Взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы. 2. Углубление связей между восприятием произведения, его интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся. 3. Проблема изучения литературного развития учащихся, при- чем не только в исследовательском аспекте, а как основы школьного преподавания литературы, вариативности программ, концепций изучения произведений, технологий уроков на разных этапах литературного образования школьников. 4. Формирование нового типа взаимоотношений между учите- лем и учеником, воспитание творческих начал личности. 5. Поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.
Деятельность учителя литературы похожа на занятие спортом. Аспекты деятельности учителя лит-ры: 1. Филолог. 2. Методист. 3. Педагог. 4. Психолог. 5. «Артист» (чтец, режиссер, актер). Профессия педагога-литератора требует постоянного совершенствования личности, развития художественных склонностей и творческих способностей. Учитель прежде всего должен знать свое предмет. Он должен понимать суть науки, ее современное состояние, главные этапы ее развития, ее связь с другими науками, с общественными отношениями (Крупская). Задача учителя – приобщить учеников к искусству слова и тем самым воздействовать на их взгляды, убеждения. Одна из важнейших функций учителя – исследование.В работе учителя-словесника исследовательская функция приобретает свои особенности. Словесник анализирует художественный текст, который каждому читателю-исследователю способен открыть какие-то новые, еще не изведанные стороны. Судьбу литературы как учебного предмета определяет прежде всего учитель. Тем самым он определяет педагогическую и человеческую судьбу.
4. Русская литература как учебный предмет: история вопроса, литература в кругу учебных предметов, цели изучения, содержание курса в средних и старших классах.
Специфика литературы как учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в словесных художественных образах. Словесная природа литературы определяет ее способность постигать действительность во всей универсальности. Образы литературы, лишенные прямой зрительной достоверности, обращенные к человеческой фантазии, к миру эмоций, к разуму обладают большой силой воздействия на читателя, приглашая его к диалогу, к осмыслению художественного текста, к сотворчеству, тем самым приобщают его к духовным исканиям художников слова, нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Цель изучения литературы в школе сформулирована в современной программе: «приобщение учащихся к искусству слова в контексте движения духовной и социально-исторической жизни народа и развитие на этой основе у них художественного мышления и эстетических чувств, творческих способностей, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций». Кратко, в «рабочем виде» цель литературного образования может быть представлена следующим тезисом: через подготовку квалифицированного читателя – к формированию духовно полноценной личности. Компонентами содержания литературного образования в школе являются 1) знания; 2) умения; 3) опыт творческой деятельности и 4) система норм отношения к миру, к людям и к самому себе. При получении знаний по русской литературе учащиеся осваивают произведения русского фольклора и литературы (знание текстов), отдельные достижения словесного искусства зарубежной литературы, сведения об основных периодах русского и мирового литературного процесса, сведения о жизни и творчестве писателей, основные литературоведческие понятия.
5. Литературное образование в Беларуси на современном этапе: нормативные документы, содержание, структура, проблемы.
Нормативные документы, регулирующие литературное образование в Республике Беларусь: 1.Образовательный стандарт учебного предмета «Русская литература» (I–XI классы) (разделы 1, 2, 3) 2.Концепция учебного предмета «Русская литература»(разделы II, III, V) 3.Типовой учебный планучреждений общего среднего образования по учебному предмету «Русская литература» (см. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь) 4.Учебная программа для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения.
Русская литература. V–XI классы (2012 г.) Компоненты содержания литературного образования: а) знания; б) умения и навыки; в) опыт творческой деятельности; г) систему норм отношения к миру, людям, себе. Структура литературного образования основывается на принципе его непрерывности. Поскольку главный объект изучения в V—IХ классах – художественное произведение, основные задачи обучения должны быть нацелены на то, чтобы, опираясь на знания и умения, приобретённые в I—IV классах, формировать у учеников представление о литературе как искусстве, о видовых, жанровых, стилевых особенностях произведений, компонентах их структуры, способах художественного отображения жизни. Произведения, предлагаемые для изучения в V классе, сгруппированы в разделы на основе проблемно-тематической близости. Ведущая литературоведческая проблема этого курса – род литературы. Основной принцип структурирования литературных курсов VI—VIII классов – жанрово-хронологический, при котором в каждом классе школьники изучают вершинные произведения классической литературы, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. С IХ класса принцип построения курса –линейный на историко-литературной основе, но, в отличие от предыдущих классов, с более глубоким изучением художественных текстов. В поле зрения учащихся IX класса оказываются значительные в художественном отношении произведения разных эпох, изучаемые в контексте исторических обстоятельств и во взаимосвязи с фактами биографии писателя. Особое внимание в процессе обучения уделяется следующим проблемам: жанрово-родовые особенности художественных произведений, литературный герой, художественный образ. В Х—XI классах значительно возрастает необходимость в идеологическом и художественном осмыслении исторического пути литературы, культурного развития народа, роли в этом выдающихся деятелей культуры, искусства. Поэтому изучение литературы непосредственно связывается с общей характеристикой исторических эпох, творческого пути писателей, их вклада в развитие литературы и культуры своего времени.
6. Принципы изучения учебного предмета «Русская литература». Преподавание русской литературы во взаимосвязи с историей и мировой художественной культурой.
В основу изучения предмета «Русская литература» положен антропоцентрический принцип.Личность ученика обогащается знаниями в процессе получения их как индуктивным, так и дедуктивным путём, в коллективной и самостоятельной деятельности. В центре педагогического внимания оказывается ученик как субъект, как личность, которая самоутверждается в разных формах деятельности. Принцип научностиуточняет исходную позицию как в литературоведческом подходе к предмету изучения, так и в методической деятельности учителя. Изучение произведения и историко-литературного процесса ведётся с применением исторического, биографического, описательно-аналитического, структурного (единство формы и содержания), сравнительного, типологического, контекстуального методов. Изучение литературы как искусства словапредполагает постижение художественного произведения в соответствии с его эстетической природой: эмоционально-образное восприятие, анализ художественного текста в единстве формы и содержания, в аспекте рода, жанра, авторской позиции и индивидуального стиля художника. Вариативностьв обучении литературе предоставляет учителю право на обоснованное перераспределение часов по темам, на определение последовательности тем, методику изучения того или иного произведения, в некоторых случаях – предлагать произведения на выбор из списков для дополнительного чтения и для чтения и обсуждения. Преемственность и непрерывностьлитературного образования обеспечивают его единство на всех ступенях обучения. Преемственность обучения реализуется как единая система, имеющая на каждой ступени свои особенности, своё конкретное содержание, свои методы, формы и средства. Принцип целостностиозначает органическое единство и взаимосвязь всех компонентов образовательного процесса: его целей и задач, содержания и структуры, характера функциональных взаимосвязей, интеграции и генерализации литературных знаний, образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения. Межпредметные связиявляются необходимыми в преподавании, направленном на обеспечение системного изучения и освоения учебного предмета.