Время и человек в Прозе Булгакова.
Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова пришло к читателю нелегким путем. Вначале был домосковский период «ученичества», когда Булгаков, по сути, выступает как никому не известный автор небольших газетных публикаций и драматургических опытов, о которых он позже практически почти не вспоминает. В первой половине 20-х годов к Булгакову-прозаику приходит шумный, ослепительный успех. Роман «Белая гвардия» и сатирические повести «Дьяволиада» и «Роковые яйца» ставят его в один ряд с крупнейшими прозаиками современности.
В 1925 г. Булгаков – повесть «Собачье сердце». В ней – картины постреволюционной России, разруха и неустроенность нового быта. Даже пес Шарик, жалуется. Выбор главного героя – пса – неслучаен. Булгаков помнил слова Горького, что революционный эксперимент обречён на провал, так как выпустит наружу «звериный русский быт».
Тема эксперимента – сквозная. О нем пишется с помощью фантастики и гротеска, впрочем, в этом Булгаков не был новатором, идет вслед за Салтыковым-Щедриным. Однако цель профессора Преображенского – не только эксперимент на уровне тела. Об этом говорит его фамилия. Ему важнее душа. Булгакову, учитывая исторический фон повести, также важнее душа. Но профессор Преображенский защищён своей известностью. Это герой-резонёр, так как может открыто критиковать большевиков. Критикует формулу «кто был ничем, тот станет всем». По его мнению, это невозможно. Преображенский всегда отвергал революцию, хотя сам ее совершил: создал из старого «человеческого материала» новую личность. Но революция не удалась, ибо профессор просчитался с исходным материалом. Его Шариков «беспартийный», но «сочувствующий». Он быстро привык к сложившимся условиям и, более того, стал угрожать людям и Преображенскому, требуя часть имущества. И Преображенский сворачивает революцию. На уровне повествования всё окончилось благополучно, ведь Шариков вновь становится псом. Но на уровне жизни есть ещё сотни Шариковых, Швондеров, организаций вроде Совета Народного Хозяйства. В этом горькая сатира Булгакова.
Отдал все силы роману «Мастер и Маргарита». Главный герой – сатана (Воланд.) Появившись в Москве, он расправляется с власть имущими, творящими беззаконие. Религиозно-философская концепция романа еще до конца не разгадана. Сам Булгаков был человеком далеким от православия. Бог для него – что-то вроде всеобщего закона или судьбы. В создании образа Христа (Иешуа Га-Ноцри) Булгаков руководствовался апокрифическими источниками, а не Евангелием. В романе Мастера о Пилате есть суд, казнь и погребение Иешуа, но нет воскресения. Нет Богородицы. Сам Иешуа не потомок знатного еврейского рода, а бедный сириец, который не помнит своих родителей. Никто не понимает Иешуа с его учением, что «злых людей нет на свете», даже его единственный апостол Левий Матвей. Только Воланд понимает Иешуа, но не верит в его концепцию. В романе нет даже намека на его соперничество Воланда с Христом. Воланд остается дьяволом.
Мастер – главный герой романа. Он является носителем определённой истины. Он стоит «в начале времени», его дело – роман о Понтии Пилате – знаменует начало новой культурной эпохи.
Личность мастера двойственна. Открывшаяся ему божественная истина находится в конфликте с человеческой слабостью, даже сумасшествием. Когда герой угадывает истину, ему некуда больше двигаться, он всё постиг и может только перейти в вечность.
Именно Маргарита награждена вечным приютом, в который попадает с мастером. Покой – это и наказание, и награда. Верная женщина – идеальный женский образ в романе и идеал Булгакова в жизни. Маргарита рождается из образа Маргариты «Фауста», погибшей в результате вмешательства сатаны. Маргарита Булгакова оказывается сильнее сатаны и пользуется ситуацией.
30. Русская литература конца ХХ — начала ХХI вв.: основные тенденции развития.
Общая характеристика – это гласность, политическая и религиозная терпимость, появление новых возможностей.Впервые после Февральской революции русская литература функционирует в условиях свободы слова и печати, что ведёт к появлению и утверждению в ней ситуации постмодерна. В конце XX века влияние лит-ры на жизнь общества уменьшилось.Лишь на рубеже XX – XXI века возник настоящий интерес к современ. лит-ре. Возникают проблемы с изданием книг, ориентир. на читателя-интеллектуала. Хорошо расходится в основном массовая беллетристика. Совр. Лит-ра получила свободу, но лишилась гос. финансовой поддержки. На прибыли, получ. от издания своих книг, существуют культовые писатели ( Пелевин, Сорокин, Петрушевская, Акунин, Лимонов, Макс Фрай, Мария Арбатова).. Возникли издательства, специализирующ-ся на совр. Лит-ре: Вагриус, Амфора, Ad Marginem. Появилось огромное число новых журналов и альманахов: «Новая Юность», «Золотой век», «Арион», «Драматург», «Если».
Характерно сосуществование нескольких лит. поколений. В XXI ст. появилась новая волна авторов, которую наз-т поколением Next: Сакин, Тетерский, Денежкина, Осокин, Сигарев и целый ряд других авторов. Произошло воссоед-е лит-ры метрополии и эмиграции. Ряд писателей-эмигрантов советской эпохи вернулись на родину. Это Александр Зиновьев, Солженицын, Мамлеев, Лимонов, Кублановский и некоторые другие. Возникла и четвёртая волна эмиграции, ещё совершенно не изученная: Друк, Михаил Шишкин, Могутин и др.
Возникли: союз писателей России, союз российских писателей, союз литераторов России, союз писателей Москвы, союз писателей Санкт-Петербурга.Меняется во многом эстетическая парадигма совр. русск. лит-ры.
Лит-ра конца XX и нач. XXI веков – итожащая, аналитическая, предупреждающая. Она подводит итоги двадцатого столетия, эпохи модерна, истории человеч. цивилизации в целом. Аналитическая она потому, что осмысляет постсоветскую реальность. Предупреждающая – потому, что прогнозир-т возможные варианты будущего, предлагает новые жизненные ориентиры. реализм, модернизм, постреализм, постмодернизм, пост-постмодернизм, романтизм. Отсюда эстетич. плюрализм.
Соц. реализм угасает и трансформир. в национал-коммунистическую ветвь иск-ва. То, что было запрещено, преобладает сейчас. Укрепляются традиции реализма. Характерная черта совр реалистич лит-ры – проблемно-тематич и жанровое обновление.
Итоги советской истории признаются неутешительными. Фиксир-ся начало раскрепощения общ-ва, расширения жизн. горизонтов. Солженицын пишет рассказ «На изломах» о разгосударствлении банков.. Крупин: «Прощай, Россия, встретимся в раю».
Гибельные настроения владели многими, например, Айтматовым («Тавро Кассандры»). Литература как бы загипнотизирована проблемой зла. (Анатолий Приставкин – книга «Долина смертной тени».) В то же время лит-ра стремится отстоять и человечность, что проявляется с наибольшей силой в сентиментальном реализме (повесть Слаповского «Таллий»).
Усилилась православно-христианская составляющая. Писатели утверждают традиц. представления о добре и зле, о святости как идеале. Активизируется воздействие восточных религий и философских учений на творч-во модернистов. Возрождаются многообразные утопии. Наиболее активно заявляют о себе неофутуризм (Вознесенский «Казино Россия», Соснора «Флейта и прозаизмы»), неопримитивизм (можно упомянуть цикл стихотворений Сапгира «Новое Лианозово»), абсурдизм (пьеса Петрушевской «Опять двадцать пять»).
Неоавангардизм конца века гораздо более оптимистичен, чем современный модернизм. Он ориентирован на сферу посюстороннего. Большое значение в нём придаётся обновление лит. языка, выстраивание в слове своего собственного худож. мира. Характерны для нашего времени многочисленные римейки, выполненные как в реалистическом, так и в постмодернистском ключе: «Смерть Ильи Ильича», «Княжна Мери», «Девятый сон Веры Павловны». Романтические произведения: книги стихов и песен Окуджавы, Новеллы Матвеевой, Юнны Мориц и др.Появление сетературы – сетевой литературы.
Черты – гипертекстуальность, динамизм, мультикультурализм. Такое произведение отчасти напоминает фильм, оно может включать в себя текст, изображения, видеофрагменты.
1. Научная специфика методики преподавания литературы: предмет, цели, содержание, межпредметные связи, методы педагогического исследования.
Цель учебного курса – формирование профессиональной компетентности студентов в области МПЛ. Задачи – 1) ознакомление с научными основами курса МПЛ; 2) формирование умений и навыков, необходимых для осуществления практической деятельности по учебному предмету «Русская литература». Предмет МПЛ – процесс обучения учащихся литературе. Цель– открытие закономерностей учебно-воспитательного процесса по литературе и его совершенствование путем общих и конкретных рекомендаций. На основе открытия теоретической методикой закономерностей процесса обучения литературе методика разрабатывает основные принципы преподавания, а также частные правила, представляющие собой базу для практического преподавания. СОДЕРЖАНИЕ МПЛ: Как учить?Методологические основы преподавания (принципы, средства, формы организации учебной деятельности по предмету) Для чего учить? Концепция литературного образования в РБ, направления модернизации школьного преподавания литературы, современные технологии обучения литературе. Кого учить? Проблема читателя-школьника, критерии и уровни литературного развития. Чему учить? Учебный материал (его содержание, принципы отбора, структурирования). Методика преподавания литературы тесно связана с литературоведением - методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается в определении цели, содержания, структуры курса литературы. Методология литературы оказывает влияние и на методы обучения. Связи: методика связана и с эстетикой, в процессе изучения литературы затрагиваются и философские, этические, исторические, языковедческие вопросы. В решении ряда проблем методика преподавания литературы соприкасается и с психологией. Как для науки для методики характерны следующие методы исследования. 1. Метод теоретического анализа исследований в области методики и других гуманитарных наук (философии, психологии, культурологи, литературоведения, педагогики). 2. Метод срезов: анкетирование, беседы, контрольные работы учащихся, тесты, анализ творческих работ. Этот метод хорош тем, что констатирует уровень знаний, достижения, недостатки преподавания, но, однако, не указывает на причину успехов или недостатков. 3. Метод целенаправленного наблюдения за процессом обучения в совокупности с методом теоретического анализа в области методики позволяет выявить причины или их предположить. 4. Метод естественного эксперимента позволяет вносить значительные изменения в содержание и методы обучения. Он проходит непосредственно в классе. 5. Метод анализа результатов экспериментального обучения.
2. История методики преподавания литературы: основные этапы, персоналии, основополагающие. труды
МПЛ – молодая наука, так как всеобщее образование существует не так долго. Русская словесность как отдельный предмет появляется впервые в учебном плане Петербургской гимназии (1811 г.). В начале 50-х годов XIX века был принят новый учебный план (Срезневский, Галахов наметили тенденцию к разделению изучения языка и литературы). В 60-80-е гг. РЛ прочно входит в школьный курс, разрабатываются методики ее практического изучения. В методике появляются 2 противостоящих направления в преподавании литературы – академическое и воспитательное. «Академисты» (Ф.И. Буслаев, А.Д. Галахов, Л.И. Поливанов и др.) считали, что цель уроков – умственное развитие учащихся, изучение основ науки о языке и литературе, разрабатывали основы логико-стилистического анализа произведений. В их методической системе преобладали лекции, устные выступления и письменные работы учащихся. Сторонники воспитательного направления (В.И. Водовозов, В.Я. Стоюнин и др.) видели в литературе, прежде всего, средство нравственного и эстетического воспитания учащихся. Основой методики воспитательного направления были беседы, в ходе которых и происходил разбор произведения, выявлявший его тематику и проблематику. В 1920-е гг. особую роль играла М.Рыбникова («Работа словесника в школе», «МПЛ»).Выделила 4 основных дидактических правила: 1. Обучение должно воздействовать на различные стороны восприятия учащихся, на разные органы чувств (слух, зрение), на разные сферы сознания 2. Учащиеся должны ясно понимать поставленную задачу, предъяв- ляемые к ним требования, характер работы класса и степень своей личной ответственности в этой общей работе. 3. Искусство методиста должно заключаться в том, что сложное показы- вается в простом, новое в знакомом, а в старом узнаѐтся нечто новое. 4. Соединяя дедукцию и индукцию, учитель обеспечивает стройность и систематичность знаний. С 1933-го года и по сегодняшний день литература является самостоятельным учебным предметом. 60-80-е гг. можно назвать подлинным расцветом МПЛ. Настоящий расцвет наблюдается в белорусской методической науке: коллективом авторов – Е.В. Пере- возной, Т.Ф. Мушинской, С.Н. Каратай, Л.К. Петровской – были соз- даны замечательные учебники и методические рекомендации к ним, лучшие достижения методической науки и школьной практики нахо- дят свое воплощение на страницах журнала «Русский язык и литера- тура». После 90-х – снова упадок, преподавание литературы находится на периферии.