Русский символизм: философская основа, черты поэтики (А.Блок, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов и др.).
Первыми теоретиками русского символизма стали поэты Николай Минский(Виленкин) и Дмитрий Мережковский. Из кризиса литературу должно было вывести:1) религиозно-мистическое содержание;2) поэтика символов;3) «расширение художественной впечатлительности в духе изощренного импрессионизма». Мережковский говорил о наличии двух миров: материального и духовного. Средство установления связи с иным, высшим миром - символ. Они считали, что вместо образа должен быть символ, под символом они понимали слова с обобщающим значением, которые обладали мистическим и непознаваемым содержанием:слово-намек, смутный образ. Для этого служили и другие выразительные средства: повторы – слов или звуков (аллитерации – согласных, ассонансы – гласных), напевность, причудливость образов. Недаром одним из основных свойств символистской поэзии является суггестивность (от лат. suggestio – внушение): читатель не должен понимать, он должен чувствовать.
В русском символизме можно выделить следующие течения: 1) старшие символисты, представленные «петербургской» и «московской» школами;2) младосимволисты.«Петербургская» и «московская» группы старших символистов различались по своим философским установкам и подходам к искусству. В «Петербургскую» группу входили Н.Минский, Д.Мережковский, З.Гиппиус,Ф.Сологуб, А Добролюбов. Для них была важна религиозная составляющая. Для «Московской» группы символистов определяющей была не религиозная, а эстетическая составляющая поэзии (9Бальмонт). Несмотря на различие философско-эстетических установок, «петербургская» и «московская» группы символистов имели между собой много общего – в области поэтики (абсолютизация символа, суггестивность).
В 1904 году формируется новая группа символистов, которых принято называть «младшими» символистами. Она выросла из кружка последователей учения Вл. Соловьева (Москва). В него входили племянник Вл. Соловьева Сергей, А.Белый, Лев Кобылинский (Эллис), позже - А.Блок . Вл. Соловьев – русский поэт и религиозный философ конца ХIХ века.
Идеи младосимволистов: 1.мистическая-поэзия, которая должна уподобаться молитве, 2) боготворчество-помощь поэта Богу. 3. участие всего человечества в преобразовании мира.
Творчество Блока. Основные темы Блока: 1. любовь («Стихи прекрасной даме»),2. гражд мотивы (Фабрика),3. патриотическая тема (На поле Куликовом), 4.тема поэта и поэзии (Поэты),5. тема страшного мира(Холодный день).
Как все символисты, Блок создал свой мир символических образов. Это Прекрасная Дама, Вечная Жена, незнакомка, позже – Снежная Дева. Родина у Блока двойственна, как у Лермонтова. В ранних стихах (Русь, Русь опоясана реками) образ Родины овеян сказочным духом, колдовскими мотивами. Позже Блок воссоздает образ печальной, нищей, богомольной России. Образ России многогранен, лиричен, философски насыщен. Сквозные образы – ветер, вьюга, метель как символ стихии, позже – революции, образ пути, дороги, образ океана – земной и небесной дали. В поэзии А. Блока создана целостная система символов. «В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. Лирика А. Блока необычайно музыкальна. По мнению поэта, музыка — это внутренняя сущность мира. Также большое значение Блок придавал цвету. Для его творчества цвет — средство символического изображения мира. Основные цвета в поэзии Блока — белый и чёрный, что обусловлено эстетикой символизма, рассматривающего мир как контрастное соединение идеального и реального, земного и небесного. Белый цвет прежде всего символизирует святость, чистоту, отрешённость. Чёрный цвет в лирике Блока символизирует одержимость, неистовство, трагизм, отчаяние, неприкаянность.
Валерий Яковлевич Брюсов - открыватель новых путей, “искателем смутного рая”, мастер передавать все “сокровища”, заложенные в чувстве. Брюсовым создан собственный стиль – звучный, чеканный, живописный. Для него характерно разнообразие форм, их неустанный поиск, стремление обнять в своем творчестве все времена и страны. Брюсову всегда была близка общественно-гражданская тема. Труд, творческие возможности человека, подчиняющего своей воле силы природы, - один из важнейших мотивов поэзии Брюсова. Для Брюсова характерна поэзия намеков. Стих «Ночь» наиболее ярко -Брюсов словно уводит нас в иную реальность, в иное измерение, он противопоставляет Россию с Африкой и сравнивает Москву с самкой страуса. В данном случае самка спящего страуса является символом Москвы.
Зинаида Николаевна Гиппиус – в идеяхследовала за Мережковским, ее роль в символизме была неотделима от роли мужа, потому часто оставалась почти незаметной. Но Гиппиус внесла в русский символизм стихию театральности, создала особый, “декадентский” стиль в жизни и творчестве.
Константин Дмитриевич Бальмонтжаждал “изысканности русской медлительной речи”, он из всех поэтов-символистов отличался особой напевностью и особой звучностью стиха.