Образ Базарова в романе «Отцы и дети»
В 1861 году, в год отмены крепостного права, Тургенев написал свой лучший роман “Отцы и дети”, который посвятил памяти великого русского разночинца Белинского. В романе отразилось дыхание эпохи. Злободневность произведения заключается в том, что автор ярко воспроизводит положение России накануне реформы, а также рисует образ нового человека, который в столкновении со старым, обреченным на гибель миром доказывает “торжество демократизма над аристократией”. “Новый” человек — это Базаров. Каким же мы видим его? Он показан в длинном “балахоне с кистями”, с “обнаженными красными руками”, не знающими перчаток и привыкшими к труду.
Кто же он?..
Евгений Базаров — нигилист, а значит, материалист, не признающий догм, проверяющий все только опытом. Он медик, увлекается естественными науками. Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. Он постоянно находит себе дело. “Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за две, за три, не гулять — он прогулок без цели терпеть не мог, — а собирать травы”. Базаров признавался Аркадию, что страсть к труду сделала из него человека. “Только своим трудом можно добиваться цели”, — считает Базаров. Он говорит, что знающий человек — это личность. В Марьино и в поместье своих родителей этот; нигилист лечит больных. Он всегда там, где нужны его знания. Эти качества отличают его от других героев романа, в том числе и от “новых” людей.
Базаров — это человек дела. Он, однако, резок в своих оценках и мнениях. Созидания не признает, говорит: “Сначала нужно место расчистить...” Красоту, эстетическое наслаждение отрицает начисто. “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Резко отзывается он о людях, проявляет нетерпимость к их мнениям. Он утверждает, что такие, как Павел Петрович Кирсанов, не нужны обществу. Они не умеют трудиться, они не любят свой народ.
Но, видимо, такие, как Базаров, были нужны русскому обществу, как овод быку, чтобы это общество проснулось от спячки и взглянуло на себя объективно. Такие, как наш герой, появляются только в определенные эпохи, и резкость их — проявление противоречий времени. Но нас не могут не восхищать сила духа, твердость и непреклонность Базарова, его умение смотреть правде в глаза даже перед своей смертью.
Этот борец понимает, что жизнь его будет тяжела и дорога, по которой он идет, потребует от него многих жертв. Но он не изменяет своим убеждениям. Именно это качество и привлекает нас в этом образе. Душевная сила его проявляется и в любви. Уже то, что Базаров полюбил незаурядную женщину, говорит о многом. Он увидел ее ум, широту кругозора, оригинальность взглядов на жизнь. И это поднимает его в наших глазах. Базаров в разговорах с любимой женщиной делится с ней своими мыслями и взглядами. Убедившись, что она не способна пойти на все те лишения, на которые идет Базаров, он прямо объясняется с ней. И Анна Сергеевна понимает, что перед ней человек, который пожертвует всем, даже любовью, ради своего дела. Многие критики того времени писали, что любовь выбила Базарова из колеи. Но это не так. Конечно, ему трудно, он переживает и ломает себя. И если бы не смерть, Евгений, без сомнения, преодолел бы свою “слабость”, как он называл любовь.
Во многом странный для нас и не во всем приятный, Евгений Базаров в то же время привлекает нас такими чертами, которые хотел бы видеть в себе и своем избраннике почти каждый человек.
Романный мир И. Тургенева
Романы Тургенева, бесспорно, - значимая часть того фундаментального вклада, который внесла русская литература XIX века в фонд мировой классики. Откликом на самые важные и злободневные вопросы современности XIX века стали его произведения второй половины 1850-х - начала 1860-х годов с их новыми темами, идеями и героями. Нужной формой, решающей проблему содержания, стал роман. Один за другим выходят в свет романы прозаиков пятидесятых годов. И.С.Тургенев и его собратья по перу создавали произведения, замысел которых был направлен на осмысление создавшейся социально-политической ситуации в России. Для романов конца 1850-х годов характерно пристальное внимание к внутреннему миру человека, его противоречиям и драматическим порывам. Безусловно, проблемы, преподносимые в повествовательном поле романа, претерпевали многообразные видоизменения. Менялись общественные настроения, разрушались прежние стереотипы, создавались новые образы.
Три основных аспекта тургеневских романов – это:
1. Следование традициям, уважение старых порядков, почитание «отцов» - все это в душе поместных дворян неотъемлемые составляющие счастливой высоконравственной духовной жизни. Без этих компонентов невозможно нормальное существование человека, его гармоничное развитие. Писатели, возводя образы усадеб, прибегают к многогранной символике, отражающей богатство этого мира, его неисчерпаемость. Но, наряду с этим, символы обнаруживают кризис целого сословия, намечают его идеологический крах.
2. «Лишний человек» - это историческая категория, сложившаяся в связи с конкретными обстоятельствами, повлекшими за собой переход от одной хронологической субстанции к другой, что представляет собой ординарный цикличный процесс. Безусловно, не стоит низлагать термин, обозначенный И.С.Тургеневым и подхваченный литературой последующих лет. Тем не менее, он все же несет в себе определенную отрицательную составляющую, обозначившуюся благодаря воздействию радикальных концепций и учений. Наиболее целесообразно рассматривать указанный термин лишь в контексте эпохи его породившей, так как в современном мире он приобретает неоднозначное толкование.
3. Нигилизм - одно из сильнейших движений второй половины XIX века в России. Являясь синтезом западной философии с отечественной радикальной идеологией, он носил характер отрицания не только «устаревших» общественных норм патриархального уклада жизни и формировавшихся веками традиций, но и религии, что в основе своей губительно для всякого миропорядка, так как отвержение высшей ценности несет за собой низложение всех остальных опирающихся на нее и тесно связанных с ней. И.С.Тургенев в романе «Отцы и дети» впервые в русской литературе наиболее остро отразил проблему нигилизма, показал все подводные камни этого течения, представил на наш суд одного из нигилистов и положил начало целому циклу антинигилистических романов
Кроме того, во второй половине XIX века происходит резкий социальный скачок. Общественность страны пересматривала свои позиции и социальную роль, именно тогда женщины начали обосабливаться от традиционного бытового уклада. В этот период сформировавшийся в сознании большинства мужского населения образ чуткой «тургеневской девушки» начинает противоречить новоявленным героиням. В литературе появляется тип эмансипированной женщины, в дальнейшем реализующийся в героинях-нигилистках, которые в силу иллюзорности идей зачастую представлены в сатирическом ракурсе.
Связанный со своим родовым имением на протяжении всей жизни, в романах Тургенев не может обойти вниманием усадебный быт, предать забвению особенности патриархального уклада; знаток дворянской эстетики, он не мыслит существования того или иного миропорядка вне отдельных элементов столь близкой ему культуры. Писатель с особым мастерством создает картины поместно-дворянского быта, где зачастую выделяются черты Спасского-Лутовинова, присущие большей части «дворянских гнезд» той поры. Наиболее яркими образами-символами «дворянских гнезд» являются дом, сад, парк, картина, книга, выступающие частями единого целого — усадебного мира. Мир «дворянских гнезд» , изображается как некий замкнутый круг. Жизнь в усадебной среде течет по своим своеобразным канонам, но именно здесь герои живут по-настоящему.
Тургенев в романе «Рудин» (1856) познакомил современников с новой фигурой в литературе, обозначил ряд проблем дворянской интеллигенции, основными из которых являются апатия, смирение со своей участью, неспособность к активным действиям, которые могли бы повлечь за собой переустройство России, поставить развитие страны на новый, более совершенный уровень. Эти черты наиболее ярко запечатлены в образе главного героя Дмитрия Рудина. И тот противоречивый характер, который они носят, еще раз подчеркивает, что тип «развитого, но запутанного и слабого мужчины» есть, прежде всего, отражение особенностей натуры самого писателя»
Важный аспект романа 1850-х годов - идентичность героев социальной среде, что и в творчестве Тургенева занимает достойное место. Историографичность, соединяясь с писательской объективностью, раскрывает подлинную картину века, рисует правдивые характеры людей того периода. В своем первом романе Тургенев обратился к изображению человека 1840-х годов, так как именно он приковывал внимание современников. Многочисленные споры, которые возникали вокруг главных героев тургеневских романов, понятны: изображая какой-либо тип, автор боялся навязать читателю свое мнение, привить определенное отношение к образу. Его герои настолько реалистичны, что либералы узнавали в них своих представителей, демократы - своих, и эта двоякость была объективна: автор выказывал как положительные, так и отрицательные элементы.
Тургенев в романе «Рудин» познакомил современников с новой фигурой в литературе, обозначил ряд проблем дворянской интеллигенции, основными из которых являются апатия, смирение со своей участью, неспособность к активным действиям, которые могли бы повлечь за собой переустройство России, поставить развитие страны на новый, более совершенный уровень.
Высокомерие, бесплодное красноречие и сломанные судьбы близких людей -вот качества Рудина и Калиновича, но это отнюдь не ярлыки, которые их создатели прикрепили к ним как к эгоистам. Авторы симпатизировали своим героям, сочувствовали им, поэтому обоим был предоставлен шанс оправдаться. Разочарование в жизни, разбитые мечты и подавленная жажда живой деятельности сбили спесь с героев, и на последних страницах произведений они предстают подавленными и удрученными. Отнюдь не время сгорбило героев и потушило жажду полезной деятельности в их глазах. Герои чувствуют, что они противопоставлены другим людям, их жажда живой деятельности не нужна окружающим. Общество не нуждалось в их преобразованиях и нововведениях; его заботы составляли светские приемы, выгодные браки, удачная карьера.
К «обломовскому» типу относится герой Гончарова, чья фамилия дала название типу, а также причисляет Райского и Лаврецкого. Несмотря на то, что «Дворянское гнездо» (1858) было написано двумя годами раньше «Обломова» (1859), «тип Лаврецкого» вряд ли можно считать стержневым для определения нового героя, так как образ недостаточно самобытный и угадывается синтез с героем первого романа Тургенева. Детальное сопоставление героев сподвигает к выводу о тождественности героев во многих отношениях, центральным из которых является всепоглощающая хандра.
К середине 60-х годов XIX века термин нигилизм прочно утвердился на страницах периодических изданий, а также на долгие годы вошел в русскую литературу, став общеупотребительным, благодаря Ивану Сергеевичу Тургеневу и его роману «Отцы и дети», увидевшему свет в феврале 1862 года в журнале «Русский вестник». Именно Тургенев представил тип человека, который до той поры, хотя и присутствовал в общественных кругах, но был неузнаваем. У Базарова было немало предшественников, которые в некоторой степени были сторонниками нигилистических идей (Пигасов из «Рудин» И.С.Тургенева). Сам Базаров считает себя представителем совершенно нового поколения людей, мечтающих в корне изменить русскую жизнь. Герой романа постоянно подчеркивает свою сопричастность духу времени, поколению «ниспровергателей», он восхищен новизной своего мировоззрения. Базаров верит, что для его поколения еще придет время действовать, а пока задача нигилизма - революция сознания, уничтожение устаревших «принсипов». Главный герой «Отцов и детей», бесспорно, - трагичная натура, на что указывал и сам Тургенев, и многие его современники. Трагизм Базарова не только в одиночестве, бездействие но самое главное — «в его безбожии». Базаров на протяжении всего произведения как будто ищет чего-то, пытается на что-то опереться, но тут же проваливается в пропасть всепоглощающего отрицания. Гордыня и вера в собственную непоколебимость не дают ему признать высшую ценность. Базаров просто катится по дорожке, вымощенной невежеством, к своему трагическому концу.
Роман «Отцы и дети» И,С.Тургенева дал мощный толчок новому жанру в русской литературе - антинигилистическому, или как его еще называли, «реакционно-охранительному» роману. Начиная с 1863 года, выстраивается целая галерея произведений, которые пестрили изображениями нигилистов в том или ином нелицеприятном ракурсе.
Антитезой тщеславию, наружному блеску и внутренней пустоте юных обывательских сердец стали женские образы И.С.Тургенева, получившие в литературоведение наименование «тургеневские девушки». Наталья Ласунская - первая такая героиня, начальный шаг автора к поиску идеала. В Ласунской нет светской фальши, она искренне любит деревню, природу, лошадей, близка к искусству. Обратившись к жанру романа, Тургенев пользуется успешными сюжетными приемами, которыми он овладел еще при написании повестей. Один из таких приемов - испытание любовью.
На рубеже 50-х - 60-х годов XIX века Россия находилась в состоянии кризиса как в социальной, экономической, так и политической сферах. Одна историческая платформа сменялась другой, привнося свои преобразования в уклад жизни населения страны. Наряду с этим, возникло широкое женское движение, участницы которого выступали за переосмысление их социального статуса, а также выражали протест против мужского деспотизма. Значительным подспорьем для феминизма в России являлись различные общественные деятельницы, писательницы и их литературное творчество. Многие современники также указывали на существенную роль Жорж Санд в формировании идеального образа женщины в сознании.
Главная героиня романа «Накануне» Елена Стахова является более деятельной, чем женские образы первых двух романов Тургенева. Ее интересует современность и конкретика, например, кто такие шеллингианцы, ей стыдно того, что она, славянка, совсем ничего не знает про Болгарию. Она считает себя недостаточно образованной и стремится расширить область своих познаний. Тургеневская героиня чиста и самоотверженна, она знает цену любви и предана избранному идеалу.
В романе Тургенева «Отцы и дети» выведен образ нигилистки Евдоксии Кукшиной. Она и Ситников выполняют в романе двойственную функцию: в первую очередь, сатирическую - их юродивый образ жизни обличает всю нелепость нигилизма; во-вторых, автор прибегает к антитезе, противопоставляя этих клоунов с Базарову, вдохновленному своей, во многом ошибочной, но искренней теорией. Кукшина хочет казаться значимой, потому что слаба; она, например, хвастается «изобретением» нового вида мастики. Новоявленная нигилистка свободно чувствует себя в мужском обществе, перенимает манеру сильного пола называть собеседников по фамилии. Аркадию претит общество этой ветреной женщины и их компанию он называет «бедламом». Он стал нигилистом, в первую очередь потому, что проникся уважением к Базарову и его убеждениям, в лице же Ситникова и Кукшиной он увидел «грязных подонков старого времени, вынесших из новых идей только новый способ времяпрепровождения»! - пустословие, пьянство, разврат.