Творчество Островского. Драма «Гроза». Особенности конфликта
Творчество.
Популярность А.Н. Островскому принесло произведение «Свои люди - сочтемся». После того как оно было опубликовано, его труд оценили многие писатели того времени. Это придало уверенности и вдохновения самому Александру Николаевичу.
После такого успешного дебюта им было написано много произведений, которые сыграли немалую роль в его творчестве. К их числу можно отнести следующие:
"Гроза"
"Лес"
"Таланты и поклонники"
"Бесприданница".
Все его пьесы можно назвать психологическими драмами, так как чтобы понять, о чем писал писатель, нужно глубоко углубиться в его произведение. Персонажи его пьес были разносторонними личностями, которых понять удавалось не каждому. В своих произведениях Островский рассматривал, как рушатся ценности страны.
Каждая из его пьес имеет реалистичный финал, автор не пытался все закончить положительным финалом, как многие писатели, для него главнее было показать в своих произведения реальную, а не вымышленную жизнь. В своих произведениях Островский пытался отобразить жизнь русского народы, и, причем, он ее ничуть не приукрашал – а писал то, что видел вокруг себя.
Сюжетами к его произведениям служили и детские воспоминания. Отличительной особенностью его творчества можно назвать то что его произведения были не совсем цензурными, но не смотря на это, они оставались популярными. Быть может, причиной его популярности было то, что драматург пытался читателям представить Россию такой, какова она является. Народность и реализм – это главные критерии, которых придерживался Островский при написании своих произведений.
А.Н. Островский особо занялся творчеством в последние годы своей жизни, именно тогда он написал наиболее значимые драмы и комедии для своего творчеств. Все они были написаны неспроста, в основном его произведения описывают трагичные судьбы женщин, которым приходится в одиночку бороться со своими проблемами. Островский был драматургом от Бога, ему, казалось бы, удавалось писать очень легко, мысли сами приходили в его голову. Но им были написаны и такие произведения, где приходилось потрудиться. В последних произведениях драматургом были разработаны новые приемы подачи текста и выразительности – которые и стали отличительными в его творчестве. Его стиль написания произведений очень оценил Чехов, что для Александра Николаевича выше всяких похвал. Он пытался в своем произведении показать внутреннюю борьбу героев.
«Гроза».
«Гроза», написанная в 1860 году, стала неким символом, открывшим новую эпоху в создании русских характеров, особенно женских.
В этом смысле выделяются две главные героини пьесы: Кабаниха, почтенная купчиха, и ее молодая сноха Катерина. Первая, по словам одного из жителей Калинова, где происходит действие пьесы, «домашних заела совсем». И первой в ряду несчастных жертв становится жена единственного сына Тихона – Катерина.
Все жители города Калинова, вымышленного, но очень ярко представляющего типичный провинциальный русский городок на Волге, уже давно привыкли, что в городе царят «жестокие нравы». Их поддерживают два самодура (слово, удачно примененное Островским, означающее того, кто действует только по собственной прихоти, не считаясь ни с чьим мнением) – купец Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова.
В семье первого жена с утра всех домашних умоляет: «Батюшки, не рассердите, голубчики, не рассердите!» Иначе беда: всем, кто попадется под руку, не поздоровится. В семье Кабановой внешне все благопристойно: сын Тихон, который не смеет ослушаться маменьку и живет не «по своей воле», а «как маменька велит». А маменька велит, чтобы во всем был порядок, который был заведен еще в домостроевские времена. Следствие такого порядка – примитивные представления об окружающем мире, которые, например, демонстрирует странница Феклуша, рассказывая почтенным купцам о людях «с песьими головами» и о том, что «Литва с неба упала». Недаром русский критик Николай Добролюбов назвал подобную атмосферу «темным царством».
Те, кто вырос в подобных условиях, либо подчиняются, как Тихон, либо только делают вид, что подчиняются. Например, дочь Кабановой, Варвара, привыкла жить по принципу: «Делай все, что хочешь, лишь бы было все шито да крыто».
Именно этому она пытается научить и Катерину. Только вот невестка Катерина, выросшая совсем в других условиях, не привыкла притворяться и лицемерить. Она пытается доказать право на собственное мнение, но постоянно наталкивается на язвительные замечания свекрови: «Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают». Катерина, выросшая, точно птичка на воле, привыкшая все делать без принуждения, в доме Кабановых чувствует, что «скоро завянет».
Еще одна жертва самодуров – племянник Дикого Борис, оказавшийся в Калинове тоже не по своей воле. Он вместе с сестрой ждет наследства от дядюшки, но при условии, если они будут к нему почтительны. Все, включая Кудряша, весельчака и балагура, прекрасно понимают, что невозможно это условие выдержать при характере Дикого (не случайно автор использует «говорящую» фамилию).
Именно такого доброго, честного, но безвольного человека полюбила Катерина. Она не хочет, как Варвара, скрывать свои чувства, не желает жить воровской любовью: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» Десять дней, пока Тихон был в отъезде, встречалась Катерина с Борисом с помощью Варвары, у которой был ключ от садовой калитки.
После возвращения мужа Катерина не нашла в себе силы скрывать правду – она призналась в грехе прилюдно. Сцена признания Катерины – кульминация пьесы. Она прописана автором детально, и читатель или зритель имеет возможность испытать ту сложную гамму чувств, которую пережила героиня.
Вот она оказывается в галерее, где прогуливаются жители Калинова. Вдали раздается удар грома, и Катерина вздрагивает: она уверена, что это Бог гневается, ведь она очень религиозна. Появление Бориса повергает героиню в смятение. К тому же в галерею приходит сумасшедшая барыня со словами о том, что «за все отвечать придется» и «с красотой лучше в омут с головой». Ее слова, как будто обращенные к Катерине, вызывают у молодой женщины новый приступ страха. Она хочет помолиться, чтобы снять тяжесть с души, но встав возле стены на колени, видит изображение геены огненной и понимает, что Бог ее не простит – слишком много нагрешила. Eе признание сопровождается ударом грома.
Дальнейшее существование Катерины в доме Кабановых напоминает преисподнюю: многозначительные намеки Кабанихи, молчаливое согласие Тихона, который вновь демонстрирует свою слабость, напиваясь в трактире каждый день, и последнее предательство – отъезд Бориса, уезжающего «в Сибирь не по своей воле». Все в «темном царстве» живут не по своей воле – одна Катерина не желает отказываться от своей воли.
Простившись с Борисом, она идет на берег Волги и бросается с обрыва в реку. Не сразу решается Катерина на этот страшный поступок: она набожна и прекрасно знает, что именно самоубийство – самый страшный грех для верующего человека. Однако теперь для нее «что домой, что в могилу – все равно». А еще она уверена: «Кто любит, тот будет молиться».
Можно много и долго спорить по поводу того, сила или слабость характера проявилась в поступке Катерины. Важно другое: окружали ее только слабые мужчины. Тихон спасался от гнета матери постоянными отлучками («Как подумаю, что две недели надо мной этой грозы не будет…»). Борис, прекрасно сознавая, на что решится Катерина после его отъезда, все-таки не берет ее с собой, перекладывая ответственность на другие плечи. Сама же Катерина не смогла смириться с таким положением в семье Кабановых, своей смертью сделав «страшный вызов самодурной силе», по словам Н. Добролюбова. И этот вызов был принят: безропотно соглашавшийся со всеми словами матери, Тихон над трупом жены бросает обвинение в лицо Кабанихе: «Вы ее погубили! вы, вы, вы…»
Такая цельная и смелая натура, как Катерина, в русской литературе станет прообразом «тургеневской девушки», то есть героини, способной «идти до конца», не сворачивая с пути и достигая намного больше, чем мужчина, жертвуя собой ради какой-то идеи. Такой тип возникнет позже в романах другого великого русского писателя XIX века – Ивана Сергеевича Тургенева.
Особенности конфликта.
Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, в мироощущении. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать ее гибель как результат столкновения с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма — это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил. В пьесе также присутствует конфликт поколений между Катериной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, старое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой, поэтому пьесу можно определить как трагедию. Трагедия — это произведение, в котором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни. Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию: здесь хор заменяют некоторые внесюжетные герои (Кулигин), а развязка заканчивается гибелью главного героя.
Гибель Катерины — результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются временем, в котором они живут. Например, Кулигин — это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум мобиле — излюбленная тема средневековья, или громоотвод, цитирует поэтов XVIII столетия Ломоносова и Державина. Борис — это уже образованный человек XIX века. Катерина же — героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве — это рассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевских отношений. В этом идеализированном мире царит только всепроникающая взаимная любовь и человек не отделяет себя от общества.
Катерина воспитана так, что не может отказаться от нравственных законов, всякое нарушение их — неминуемая смерть. Героиня оказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь та только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и сын.
Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе: патриархальный уклад оказывается ложен и разрушается прямо на глазах. Она не может сжиться с этим обществом, оно чуждо ей. Для Катерины муж — это опора и властелин. Но Тихон не таков, жена разочаровывается в нем, и в этот момент происходит зарождение нового чувства — чувства личности, которое оборачивается “греховной” любовью. Это чувство для Катерины — страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить.
Во многом судьбу Катерины решает Варвара, подбивая ее идти на свидание, без нее вряд ли Катерина решилась бы на это. Варвара относится к тем молодым людям города Калинова, которые сформировались на переломе патриархальных отношений. Но Катерина как личность с высокими нравственными требованиями не умеет приспосабливаться через насилие над собой. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы “Домостроя”. То чувство, которое зародилось в героине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех — самоубийство. Итак, можно сделать вывод: пьеса “Гроза” — это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.