Беседа. Разновидности беседы.
Беседа - это разговор двух или более лиц с целью получения определенной информации, решение важных проблем. Главной особенностью беседы является её диалогический характер: собеседники по очереди выступают и в роли говорящего, и в роли слушающего; каждый имеет возможность высказаться и выслушивает партнера по беседе.
Виды: аналитическая беседа - предполагает обращение к различным сторонам художественного произведения; ряд вопросов ориентирован на восприятие текста школьниками. Аналитическая беседа в VII классе, по мнению Стоюнина, предусматривает историко-литературное введение; важно учитывать факты биографии писателя, проблемы историзма.;
«свободная беседа», которая строится по вопросам, возникающим в процессе обучения. Конечно, у преподавателя есть предварительный план такой беседы, но важно ее общее направление, возможность вопросов со стороны учащихся. Голубков считает, что такая беседа применяется при анализе образов, рассмотрении эпизодов, обдумывании теоретико-литературных понятий.
Эвристическая беседа – ученики отвечают на вопросы по произведению апеллирующие к их чувтвам, ученики находят эпизоды и объсняют незнакомые слова.
Эвристическая беседа включает три основных компонента: а) постановку проблемы; б) решение проблемы, обоснование, обсуждение; в) вывод правильного решения проблемы.
Самостоятельная работа учащихся как способ творческого развития личности школьника.
Чтобы учение было эффективным образовательный процесс должен отвечать следующим требованиям:
Переход от пассивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы; вовлечение учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность посредством разнообразных форм.
Условия творческой деятельности:обмен и борьба мнений; свобода критики; снятие психологической инерции; проведение детального анализа; не избегать вопроса "почему?"; сам педагог творческая личность; сотворчество педагога и воспитанника; мотивация.
Способы стимулирования творческой активности: создание благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребёнка способствуют проявлению многоаспектного мышления;- обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;- поощрение высказывания оригинальных идей;- обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа применительно к самым разнообразным областям;- использование личного примера творческого подхода решению проблем;- предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
18.По Голубкову метод обучения - такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает более влияние на общее направление педагогической работы, выделяет 3 основных метода: 1) лекция - сообщение нового материала и выразительное чтение и рассказ учителя (элементы беседы, риторические вопросы, работа над планом и записью лекции, использование наглядности). 2) беседа - анализ произведения (умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя). 3) самостоятельная работа учащихся - устные доклады и письменные сочинения (предварительная работа над планом, помощь учителя). Прием - составная часть метода, каждый метод располагает соответствующим приемом. В основе классификации Голубкова - источник знаний. Она не учитывает логико-познавательной деятельности, этапов работы над художественным произведением - не прижилась. В основе классификации Кудряшева - логико-познавательная деятельность учащихся при направляющей роли учителя. Метод - система последовательно взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Методы: 1) Творческое чтение. Цель - активизация художественного восприятия. Приемы - выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческое задание, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности учеников - чтение, заучивание, слушание, составление плана. 2) Эвристический - поиск учащимися ответа на вопросы. Приемы - построение системы вопросов, заданий, создание проблемных ситуаций. Виды деятельности учеников - подбор художественного материала, пересказ с элементами анализа, анализ эпизода, образа, составление плана. 3) Исследовательский. Цель - развить умение самостоятельного анализа литературного произведения. Приемы - постановка проблемных вопросов, формирование исследовательских заданий, составление списка литературы по проблеме. Виды деятельности учеников - самостоятельный анализ части или целого художественного произведения, сопоставление и оценка разных видов интерпретаций текста. 4) Репродуктивный - подача знаний в готовом виде, проблемный способ изложения. Приемы - лекция, самостоятельная работа с литературой. Виды деятельности учеников - запись плана или конспекта, работа по учебнику, подготовка доклада. Возник еще 5) Комбинированный. Ионин строит классификацию на определении характера совместной деятельности учителя и учащихся. Методы: 1) Художественная интерпретация - ученик становится чтецом-интерпретатором, а учитель - режиссером. 2) Критико-публицистический - формирование определенного типа читателя-критика. 3) Литературный поиск - развитие школьного литературоведения, исследовательских возможностей школьников.