Роль школьного курса литературы в повышении культуры ,эстетического вкуса , чувства национального самосознания.
Речевая деятельность школьников эффективно осуществляется и совершенствуется в процессе их диалогического общения на занятиях по литературе вместе с углублением анализа художественного произведения, расширением литературной эрудиции.
Обучению школьников диалогическому общению во многом может способствовать анализ образцов диалогов, содержащихся в художественных произведениях, будь то диалог-спор или диалог-согласие. Общение литературных героев -- пример полноценного использования лексического богатства русского языка, умения слушать собеседника и учитывать его психологическое состояние, подбирать точные и убедительные аргументы в споре, оказывать на партнера эмоциональное воздействие, выборе форм обращений, средств привлечения внимания к своим суждениям. Включаясь в учебно-критические диалоги, школьники с сегодняшних позиций обсуждают и оценивают историко-культурные и литературные явления прошлого, совместно размышляют над литературно-критическими, мемуарными и другими материалами. Они в зависимости от собственных убеждений выступают либо единомышленниками, либо спорят, доказывая правоту своей точки зрения.
Успешному стимулированию речевой деятельности старшеклассников с учетом выявленных мотивов и степени овладения речевыми жанрами способствует правильный выбор речевых ситуаций для урока литературы или ситуативных речевых заданий, повышающих интерес к освоению предмета. Они способствуют развитию эмоционально-образной речи школьников, интенсивному обогащению словарного запаса, прогрессу в общекультурном развитии, обогащению речи интонационной выразительностью, формированию умений строить высказывания разных жанров.
9.Формирование ценностных ориентаций на уроке литературы - сложный воспитательный процесс, в котором необходимо учитывать психолого-педагогические особенности восприятия того или иного художественного произведения, а также выявлять зависимость становления нравственных суждений от уровня развития чувственно-эмоциональной сферы подростков. Литература имеет большое значение в формировании ценностных ориентаций личности, поскольку вводит в круг живых и многообразных социальных явлений, сложных межличностных отношений и связей, раскрывает диалектику души человека, помогает глубже понять, оценить и принять личностью самого себя и других людей, все общественно ценное сделать личностно-значимым, своими ценностными ориентирами. Указанный процесс имеет ряд особенностей. Во-первых, художественное произведение воспитывает не абстрактным перечислением моральных норм и ценностей, а через конкретно-чувственное воплощение живых человеческих характеров во всей их целостности. Во-вторых, в подлинных произведениях искусства никогда не дается «чисто» нравственная оценка поступка или характера героев. Она всегда интегрируется в эстетической: доброе раскрывается как прекрасное, возвышенное; злое - как низменное, безобразное. Оценка дается не в абстрактно-теоретической форме, а при помощи сложной совокупности изобразительно-выразительных средств. В-третьих, в отличие от моральных норм и принципов, обязательных во всех случаях жизни, литература показывает нравственные аспекты человеческого характера в реальной действительности,
эстетически оценивая не только поступки человека, но и обусловившую их среду.
Таким образом, сущность формирования ценностных ориентаций учащихся на уроке литературы проявляется в целесообразном изменении ценностей в сознании личности при помощи специально отобранного художественного материала.
11.Национально-региональный компонент в содержании литературного образования и пути его реализации.
Новое содержание литературного образования сегодня не может состояться без изучения литературной жизни исторически сложившегося региона, в котором живут и учатся школьники нашей области, без чтения художественной литературы об этом крае и его людях, без более пристального вглядывания, а порой и детального изучения жизни и творчества таких писателей, которые родились здесь, формировались как личности, черпали силы и вдохновение для своего творчества, создали шедевры искусства.Повышенный интерес искусства к региональной культуре, и в частности литературе, определяется тем процессом возрождения и развития территориальных локальных общностей, который происходит сегодня в России на территории бывшего СССР.Такая ситуация нашла отражение (правда, крайне слабое, в двух-трёх словах) в новой программе по литературе под редакцией : литература родного края (V, VIII классы). Концептуального определения этой структурной части программы нет, как нет и последовательного обращения к ней в других классах.Новые целевые установки литературного образования (формирования читателя, умеющего видеть и ценить нравственно-эстетическое единство произведения, включиться в процесс сотворчества с автором, впитать в себя духовный пафос литературы) требуют системного подхода к изучению региональной литературы, так как её функции как «учебника жизни» приобретают особую значимость. Лучшие образцы художественной литературы вообще, и региональной в частности, помогают молодому человеку ориентироваться в изменяющемся социальном мире, познавать предшествующую жизнь всего народа, края, черпать силы для духовного становления. Литература способствует выработке мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм, формирует культуру чувств.
Программа регионального компонента обновлённого содержания литературного образования повторяет в своей основе структурные особенности общеобразовательной программы для средней школы под редакцией . В разделы базисной программы «вживляются» материалы региональной литературы (V — VIII классах — на хронологическо-тематической, в 1Х-Х1 классах — на историко-литературной основе) только в том случае, если это всесторонне оправдано.Региональный компонент программ несет в своей основе принцип системности, нарушать который нецелесообразно. В каждом классе учащихся приобщают к литературе как далёкого прошлого Дона, так и наших дней. От класса к классу у школьников расширяется представление о тематическом, жанровом, художественном многообразии литературы определённого времени. Отбор материала произвожу в соответствии с интересами и психолого-познавательными возможностями школьников. Например, фольклорный пласт литературы Дона учащиеся осваивают с V по VIII класс: в V классе читаются и осмысливаются народные сказки, в том числе и казаков Дона; в VI — сказы, легенды, предания Дона;
в VII — былины, пословицы и поговорки жителей Дона; в VIII классе — казачьи народные песни. В каждом классе учащимся предлагаю для чтения произведения донских писателей, классиков XIX и XX вв., современной литературы о Доне и Донском крае. Донская литература дается на фоне русской и мировой литературы.Всю программу объединяет творчество двух великих писателей-земляков: и . Начиная с 5 класса, на уроках и внеклассных занятиях учащиеся приобщаются к творческим лабораториям этих мастеров слова, проникаются гуманистическим пафосом их произведений и готовятся к встрече в старших классах с шедеврами мирового значения: эпопеей «Тихий Дон» и пьесами «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад» и др. Современная литература Дона в 1Х-Х1 классах представлена писателями «шолоховского притяжения», несущими в своем творчестве традиции этих классиков.Системность программы V-VIII классов усиливается обозначением тех или иных читательских умений, которые вырабатываются на материале читаемых и изучаемых произведений. Так, при изучении народных сказок школьники учатся понимать и воссоздавать поэтику сказки, понимать своеобразие национального характера, быта, обычаев и др., осмысливать общечеловеческие ценности. При изучении темы Дона в творчестве русских писателей XIX в. школьники учатся воспринимать и чувствовать настроение автора и понимать поэтическое как средство выражения. Учитель может варьировать, углублять, расширять, сужать объем материала в зависимости от возможностей и интересов учащихся.Большое внимание уделяю изучению литературного творчества казаков и теме казачества. Этот аспект содержания программы раскрывается в каждом классе как различными фольклорными жанрами, так и авторской современной литературой Дона. Многообразие жанров литературы отражает своеобразие духовной культуры, образа жизни, обычаев, нравственных принципов донских казаков. Собираю материал по литературе казачьего зарубежья во всем разнообразии тематики и форм.Цель занятий — более глубокое изучение литературы Донского края. Разработанные курсы:• способствуют расширению знаний о своем родном крае, культуре своей малой Родины, интеллектуальному развитию старшеклассников;• стимулируют познавательную активность;• воспитывают у учащихся гордость и любовь к родному краю;• углубляют интерес учащихся к Донскому казачьему краю и его литературе, помогают им на этой основе сформировать свой мир нравственных и эстетических ценностей; содействуют нравственному и эстетическому развитию личности ребёнка, совершенствованию его интеллекта и творческих способностей;• дают достаточно полную и концентрированную информациюо художественной литературе Дона и о Доне в её внутреннихвзаимосвязях и связях с историческими судьбами Родины иотечественной литературы.
Требования к современному уроку литературы . Виды уроков.
Урок – традиционная форма школьного образования в течение уже нескольких веков. Естественно возникает вопрос: не устарела ли урочная форма обучения в школе. Понятна увлечённость учителей «нетрадиционными формами урока», появление кино- и телеуроков, уроков-концертов, уроков- семинаров, уроков-конференций, уроков-пресс-конференций, уроков- презентаций, уроков-интервью с автором (воображемым или реальным), уроков-литературно-музыкальных композиций, уроков в форме мастерской, творческой лаборатории, интегрированный урок, урок в игровой форме и множество других. В вопросе о том, каким быть современному уроку следует видеть не столько форму работы, организации познавательной деятельности (хотя это, бесспорно, важно), сколько содержательный компонент, позволяющий осуществлять обучение на современном уровне требований к качеству образования. И если обеспечиваются обучение и воспитание обучающихся, если это позволяет развивать личность школьника, то все формы могут иметь место. В современном уроке есть черты, обусловленные временем. Это уже никак не озвучивание некой учебной информации, но такое творческое взаимодействие ученика и учителя, которое обеспечивает образование на уровне компетентностном, позволяет каждому проявить и познавать самого себя. В его организации сказывается уровень дидактической культуры, культуры отношений. Проведение современного урока требует высокого социально- нравственного и профессионального уровня развития личности учителя, его способности к самостоятельному мышлению, самообразованию, творческой деятельности. Поскольку образование ориентировано на целостное миропонимание, то это предполагает следующее: – интеграцию рационального и эмоционального в уроке; – воссоздание целостного культурного текста в человеческом знании, насколько это возможно учащимся определённого возраста (и не только на бинарных, интегрированных уроках); – ориентацию ученика на самостоятельность в добывании и систематизации знаний; – извлечение гуманистического смысла знаний с точки зрения их целостности для людей, роли в развитии культуры, в отдельной судьбе; – преобразование знаний с помощью методов понимания и сотворчества.
Типы уроков: