Тема урока. Е.Шварц. Пьеса «Красная шапочка»

ип урока:урок-обобщение по сказке Е.Шварца «Два брата»

Цель: выявить нравственные уроки сказки, обобщить знания по проблеме взаимоотношений в семье; дальнейшее совершенствование навыков сознательного, беглого чтения, активизация “вдумчивого чтения”; выявление целостного представления о прочитанном, главной мысли; воспитывать любовь и интерес к чтению.

Оборудование: портрет Е.Шварца (высказывание: «Сказка - это самое древнее, самое вечное, самое тайное место встречи человеческой души с человеческим словом».); на доске высказывания Е. Шварца: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь»; «Мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».)

Ход урока


I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение сказки Шарля Перро «Красная шапочка».

III. Постановка целей и задач урока.

- Представим себе, что мы заходим в библиотеку и попадаем в мир книг. Книги, книги, книги... На книжной выставке видим знакомые и незнакомы нам произведения: (перечисление книг на книжной выставке).

Разные авторы, названия. Что объединяет эти произведения?

Зачем нужны сказки? Только ли развлечь читателя? Вспомните слова А.С. Пушкина о сказке: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

IV. Изучение нового материала.

1. Рассказ об авторе.

Мир сказок Е. Шварца необычен, разнообразен. Мы открываем его книгу и встречаем ваших ровесников: школьники ищут потерянное время, которое когда-то бездумно тратили. В сказках Е. Шварца мы видим Красную Шапочку, Снежную Королеву, Золушку. Известные и неизвестные герои в незнакомых сказках. Е. Шварц перепутывает время, включает новых героев в известные сказки, придумывает новые сцены, и его герои, кажется, вышли из реальной действительности. Многие сказки Е. Шварца экранизированы. Герои его сказок учат нас, кажется, что это наши современники, знакомые. В сказке Е. Шварца «Золушка» запоминается новый герой - мальчик-паж, а король, обращается к нам и говорит: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым».

В последней его сказке «Обыкновенное чудо» звучат такие слова: «Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь». Если поймешь авторский замысел, услышишь его голос, только тогда «мысли можно воспитать. Их можно заставить поумнеть. А от умных мыслей будут и умные правильные поступки».

2. Анализ произведения.

Пьеса-это литературное произведение ,написанное в форме диалога и можно поставить на сцене

2 Ремарки -это краткие указания (на жесты героев, интонацию, сообщение об обстановке)

3. Что автор положил в основу сказки (сказку Шарля Перро)

4.Что такое картина?(это часть внутри действия)

5.Характеристика героев :

А)Красная Шапочка-(заботливая .идет проведать больную бабушку, защитила птиц от сына лесника, помогает медведю: мажет морду ему йодом, смелая идет в лес сама)

Б)Ее друзья:

Заяц, уж, медведь ,птицы.

В)Как поступили медведь и уж? (соблазнились на угощение)

Г)Лиса- хитрая ,коварная :старается всех обмануть

Д)волк-это белая собака(Он самоуверенный, лживый входит в доверие девочки, хочет быть хозяином в лесу

Красная Шапочка она доверчивая верит волку ,а не птицам идти вперед

Смелая :продолжает свой путь

Е)Бабушка -беспечная, трудолюбивая ,проворная ,(больная занята делом)Суетливая -не желает лежать в постели, доверчивая –поверила волку

Лесник-справедливый , следит за порядком в лесу, он благородный(спасает Красную шапочку и бабушку)Волка наказывает

Лесник мудрый:»Запомни, девочка, перекрашенный волк -это тоже волк»-это главная мысль пьесы

Озаглавить каждую часть

1Волк съел бабушку

2.Мать ищет Красную Шапочку

3Птицы сообщают леснику о происшествии

4Лесник -спаситель

5Все герои ловят и связывают волка

А чему учит сказка?

Учит бдительности и осторожности

Не доверять случайным людям ,преступник может маскироваться

В случае опасности действовать решительно и оперативно

8Какихгероев нет в сказке Шарля Перро :

зайцев, лисы, медведя, ужа, птиц

Вывод:В этой сказке есть идея дружбы и взаимовыручки ,в сказке Перро этого нет.

Сказочные образы животных очень похожи на человеческие в поведении и поступках.

Наши рекомендации