Глава 4. конспекты уроков по обучению стихосложению
В данной главе представлены конспекты уроков, предназначенных для изучения стихосложения.
Так как данная тема, согласно Государственной Учебной Программе, изучается в 3 классе, то пропедевтическую работу следует начинать проводить уже в I классе на уроках по чистописанию, так как для таких заданий возможно специально подбирать четверостишия известных поэтов, способствующих устному усвоению языковых норм, развитию яркой, эмоциональной и яркой речи учащихся, обогащению их словарного запаса.
Также данные уроки помогают учителю приобщить учеников к прекрасному, развивать в них любовь к русской литературе с первых учебных дней.
В данной представлены конспекты уроков, проведённых в 2-ом и 3-ем классах одной из школ города Нарва.
Были изучены методики Азовского А.А., Ужегова Г.Н., Халтуриной Г.П, Мулярчик Н.Н., Демент Деметриоса (статьи журнала LUNARIS)
Ниже приведены конспекты уроков по теме стихосложения.
Выводы
В данной главе приведены конспекты уроков по развитию стихосложения в младших классов.
Для того, чтобы обосновать её выбор, нами были приведены следующие аргументы :
1. Поэтапность обучения стихосложению
2. Принцип от простого к сложному
3. Игровые элементы, включённые в урок
4. Наличие в рекомендуемых методах проведения заданий схем (для зрительного восприятия и запоминания образа построения стихотворения)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития творческих способностей младших школьников посредством работы по стихосложению на сегодняшний день очень актуальна. «Поэзия начинается с умения заново увидеть мир. Для этого надо быть человеком глубоко чувствующим и зорко видящим, свободно мыслящим и преданно любящим» (Маранцман).
К сожалению, любовь к лирике, обучение стихосложению не занимает пока достойное место в процессе обучения учащихся начальной школе. Многие учителя, как показало наше исследование не обращают особого внимания на обучение стихосложению
Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить прекрасное, уметь видеть красоту этого мира, выражать красоту через слово, если мы будем личным примером демонстрировать любовь к поэзии, к литературе, к искусству то можно надеяться, что будущие поколения будут заинтересованы в том, чтобы мир стал лучше.
Достижения названной цели у современных учеников начальной школы можно осуществить с помощью обучения сочинению стихов на уроках литературного чтения. «Польза от таких уроков огромная, прежде всего в том, что язык поэзии не будет «китайской грамотой. Понимание стихов развивает в человеке художественный вкус» (Азовский ).
В работе была рассмотрена психолого-педагогическая, литературоведческая и методическая литература. Рассмотрев условия, необходимые для развития творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения, мы пришли к выводу, что основные творческие способности закладываются как раз в детском возрасте, и если их развить в достаточной степени, то человек будет владеть ими до глубокой старости. Следовательно, обучать стихосложению следует, начиная с детского возраста.
Рассматривая понимание рифмы и ее типологию, мы определили, что разные исследователи определяли понятие рифмы по-своему, давая одному и тому же типу рифм разные названия. Также мы выявили, что с течением времени подход к типу рифм изменялся.
Методические подходы по изучению стихосложения в школе показали, что стихосложение начинают изучать с пятого класса, а мы считаем, что такую работу следует проводить уже в начальной школе, взяв за пример специализированную методику, и опираясь на неё составлять уроки таким образом, чтобы постоянно развивать творческие способности через стихосложение..
По итогам исследования и изученной по проблеме магистерской работы литературы, попытались показать конкретную работу по стихосложению во втором классе, развивая творческие способности через цикл уроков.
Цели этих уроков реализуются через творческое восприятие изучаемого материала, его художественное осмысление, понимание сути изучаемого, умения выразить эту суть творчески.
Данный подход позволяет вести ребенка от любопытства к заинтересованности, интересу, дает возможность «открывать дверь» в мир прекрасного, развивать творчество учащихся уже в младших классах.
Приобретенные на уроках творчества навыки помогут при написании сочинений в старшем возрасте, в том случае, если учащийся захочет связать свою жизнь с творчеством.
Материалы магистерской работы можно использовать студентам на педагогической практике, молодым учителям для составления занятий.
РЕЗЮМЕ
Темой настоящей дипломной работы является «Изучение стихосложения, как средство развития творческих способностей детей». Целью данной работы было разработать цикл уроков, опираясь на методику А.А.Азовского с целью доказать её эффективность. Также целью данной работы являлось определение того, будут ли учащиеся школы брать за пример тот стихотворный материал, который предлагается им для изучения в учебниках по чтению.
Магистерская работа состоит из введения, теоретической части, изученных методических подходов к стихосложению, исследовательской части, где представлены типы рифм, которые использовались в стихотворениях учащихся и практической части, в которой представлены конспекты уроков, написанные опираясь на методику А.А.Азовского
RESUME
The theme of this thesis is “Studying of versification as a mean of developing the creative abilities of children”. The purpose of this work was to develop a series of lessons, based on the methodology of A.A. Azovsky in order to prove its effectiveness. Also the purpose of this work was to determine whether pupils would take as an example the poetic material offered to them for study in reading textbooks.
The master thesis consists of the introduction, theoretical part, studied methodological approaches to versification, the research part, which presents the types of rhymes used in the students’ poems and the practical part, where the abstracts of lessons written on the basis of A.A. Azovsky technique are presented.
ЛИТЕРАТУРА
· Адрианов – Адрианов Р.О.«Анатомия поэзии. Внешнее оформление и ритм» [Электронный документ] URL : http://apokrif93.com/blog/2015/06/01/poeticheskaya-texnika-1-anatomiya-poezii/ (Проверено 3.05.2017)
· Адрианов – Адрианов Р.О.«Анатомия поэзии. Рифма» [Электронный документ] URL : http://apokrif93.com/blog/2015/09/19/2-anatomiya-poezii-rifma/ (Проверено3.05.2017)
· Азовский – Азовский А.А «Практическое стихосложение в начальных классах» [Электронный документ] URL : http://pandia.org/text/77/461/18813-2.php (Проверено 6.06.2015)
· Винокурова – Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. М., Росмэк, 2002
· Выготский – Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1997
· Гаспаров -- Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000
· Горецкий, Матсина, Пароль – Горецкий В., Матсина А., Пароль Н. «Русское слово. 1 класс», Коолибри, 2003
· Горецкий, Матсина, Пароль – Горецкий В., Матсина А., Пароль Н. «Русское слово. 2 класс. Часть I», Коолибри, 2006
· Горецкий, Матсина, Пароль – Горецкий В., Матсина А., Пароль Н. «Русское слово. 2 класс. Часть II», Коолибри, 2006
· Демьянкова – Демьянкова Т.Н. «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ» [Электронный документ] URL : http://www.academy.edu.by/files/KwEx_opyt-Bixov.pdf (Проверено 7.06.2015)
· Добролюбская, Фёдорова – Добролюбская Г., Фёдорова Л. «Светлячок. Учебник по чтению для 1 класса», Коолибри, 2013
· Жирмунский -- Жирмунский В.Г. Рифма, ее история и теория. Пг., 1923. [Электронный документ] URL : http://rifmovnik.ru/lib/5/rifma_ee_istoriya_i_teoriya__zhirmunskij.htm (Проверено 6.06.2015)
· Жирмунский – Жирмунский В.Г. Введение в литературоведение СПб, 1996
· Иванова – Иванова Л.И.Развитие творческих способностей школьников//Начальная школа. Начальная школа. 1994. №11
· Илюшин – Илюшин А.А. Русское стихосложение. М., 2004
· Квятковский -- Квятковский А. П. Поэтический словарь. М., 1966. [Электронный документ] URL : http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/ (Проверено 6.06.2015)
· Княжицкий – Княжицкий А.И. «Как научиться писать стихи? Статья первая : стихотворцы и поэты», журнал «Русский язык и литературы для школьников», №4:56, 2012
· Княжицкий – Княжицкий А.И. «Как научиться писать стихи? Статья вторая : Кто такой «рифмоплёт», журнал «Русский язык и литература для школьников», №5, 2012
· Левин – Левин В.А.«Воспитание творчества», ж-л «Дошкольное образование», №12, 2003 [Электронный документ] URL : http://dob.1september.ru/article.php?ID=200301209 (Проверено 9.05.2017)
· Литература – Литература. Общие положения, Таллинн, 2010 [Электронный документ] URL : http://www.oppekava.ee/index.php/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0._%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F (Проверено 6.06.2015)
· Монтессори – Монтессори М. «Мой метод : начальное стихосложение» [Электронный документ] URL : http://www.litmir.me/br/?b=87428 (Проверено 6.06.2015)
· Мулярчик – Мулярчик Н.Н. «Сочиняем акростихи», ж-л Начальная школа, 2009 №2:84
· Никонович - Никонович В.В. Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения//Начальная школа. №6, 2005 .
· Романовская – Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. М. Педагогика. 1982.
· Речицкая, Сошина – Речицкая Е.Г., Сошина Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников. М., Владос, 2000
· Ужегов – Ужегов Г.Н. «Практические уроки поэзии», «Нюанс», Таганрог, 2009 [Электронный документ] URL : http://samlib.ru/u/uzhegow_g_n/genrih-40.shtml (Проверено 6.06.2015)
· Учебник стихосложения – Учебник стихосложения, глава «Сложение стихов. Общее», литературный журнал „LUNARIS“ [Электронный документ] URL : http://lunaris.org.ua/page/obsshee (Проверено 6.06.2015)
· Халтурина – Халтурина Г.П. «Учу стихосложению», ж-л Начальная школа, 2009 №2
· Холшевников -- Холшевников В. Е. Основы стиховедения. СПб., 1996.
ГЛАВА 6. ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1. Сканированные копии рукописей детских стихотворений