Понятие звуковой культуры речи. Особенности усвоения детьми компонентов звуковой стороны речи.
Звуковая культура речи – понятие широкое. Оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию, т.е. все, что обеспечивает правильное звучание речи.
Воспитание звуковой культуры речи предполагает:
формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;
воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т,е, специфическое явление устной речи;
формирование выразительности речи – владения средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;
выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;
Работа по звуковой культуре речи должна вестись в следующих направлениях:
развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический. звуковысотный, ритмический слух).
Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками
Процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан в работах А.Н.Гвоздева, В.И.Бельтюкова, Д.Б.Эльконина, М.Е.Хватцева, Е.И.Радиной1. Освоение звуков начинается на первом году жизни, когда ребенок овладевает своими речевым и слуховым аппаратами. Вначале на основе определенного эмоционального состояния появляется лепет, не имеющий еще социального значения. Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б.Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращенных к ребенку слов, с другой — первые самостоятельные слова.
Раннее восприятие ребенком слов идет на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. Н.X.Швачкин назвал этот этап «дофонемное развитие речи». В 10—11 мес. слово начинает служить средством общения и приобретает характер языкового средства. Начинается период «фонемного развития речи».
К концу первого года появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциация звуков. Вначале отделяются гласные звуки от согласных. Далее дифференциация идет внутри группы согласных. Противопоставляются сонорные — шумным, глухие — звонким, твердые — мягким и т. д.
Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Большое значение имеет изучение смены «звуков-заместителей». А.Н.Гвоздев считал, что отсутствующие в произношении звуки в процессе развития речи замещаются другими звуками, которые есть в распоряжении ребенка. Система замены одних звуков другими базируется на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже — по способу образования.
Согласные, подчеркивал М.Е.Хватцев, дифференцируются постепенно через переходные звуки, например с переходит в ш через стадии: с — сь — ш.
Дети при переходе к правильному произношению звуков начинают пользоваться ими в нужных и ненужных случаях, заменяя ими даже те звуки, которые сами были заместителями первых. Овладев произношением звука ш (раньше произносился с), ребенок говорит «шобака», «волоши». М. Е. Хватцев объясняет это явление «переупотребления» или обратной замены звука тем, что вновь приобретенный звук на некоторое время становится сильным раздражителем — доминантой и вследствие недостаточной еще дифференциации с заместителем последний вытесняется даже из законно занимаемых им мест.
К трем годам ребенок овладевает всей системой звуков языка. Труднее ему даются шипящие (ш, ж), сонорные (р, л) и свистящие (с, з) звуки.
Важными предпосылками овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте являются соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического слуха, дополняемые особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими.
Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, но имеет особенности.
Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребенка к подражанию.
Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Подражание звукам речи возникает во втором полугодии первого года жизни, особенно интенсивно оно развивается на втором году. В 8—9 мес. можно развить такое подражание, когда ребенок способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10—11 мес. возникает умение повторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете.
Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосы лкидля успешного овладения звуковой стороной русского языка: соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата; высокая пластичность нервней системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.
По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного ста-новления всех звуков родного языка.
Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше пяти лет, утверждает Е.Ф.Рау, необходимо рас-сматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка.