Будь важным, представь себя как что-то важное.
Не дай партнеру изменить свой путь.
Оцени, исследуя ситуацию.
Признайся.
Угрожай,
Инструктируй.
Дразни.
Убеди. | Отложим эмоции. Разберем все шаг за шагом. Разумно, логично. | |
Победи. | Заставь их аплодировать. Добейся восхищения. Паузы... Когда все взгляды устремлены на тебя. | |
Наблюдай (внешне скован, внутри активен). | Интересно... Подождем, что будет дальше. Не так все просто. | |
Покажи, что ты оцениваешь. | Я поняла. И не боюсь! Ох-ох-ох! Какой ты!.. Я не дура. | |
Оцени угрозу. | Я погибла!! Что я наделала?! Это конец! Что придумать? На вид страшно, по сути — нет. | |
Экзаменуй взглядом. | Что-то тут неправильно?! Что-то не нравится? Что? Что тут необычного? | |
Уйди в себя. | Надо быстро во всем разобраться. Вспомнить что-то очень-очень важное. Где тут опасность? Где тайна? | |
Измерь глазами. | Кто ты такой? Мышка показала зубки? Этот — опасен. А этот — блефует... | |
Отнесись с сожалением сверху вниз. | Такой парень и на таком месте. Удивляюсь. | |
Прикажи. | Успокой эмоции. Давай четкие указания. Следи, чтобы их усвоили: иди... сделай... | |
Похвастайся. | Вчера вернулась ночью. Мамочка так орала! А мне плевать! | |
Атакуй. | Открой эту дверь! Разрушь ее! Давайте актерам задачи действия, но не контролируйте эмоции - пусть они родятся от действий: ярость, злость, гнев, отчаяние. | |
Спровоцируй, иди к цели через другое действие. Интригуй. | Вызови поступок не прямо: "Он тебя за - человека не считает. Неужели ты никто?" | |
Шокируй отказом. | С тобой? Никогда. (Найди шокирующее действие.) | |
Пренебреги. | Сделай что-то важное как мелочь. Пройди мимо, демонстративно не заметив. | |
Иронизируй. | Контролируй свою ярость: я потрясена вашим остроумием. | |
Вовлеки его в действие. | Дай ему попробовать себя. Прикоснись. Как вы думаете? Что скажете? | |
Подстрекай. | Покажи, что его не уважают, подскажи, что делать. Посмейся над ним. | |
Прикончи словом. | ¦ Обвини — угрожай — атакуй — смейся — унизь. | |
Подразни. | Заставь партнера проявить реакцию, вытащи из него оценку. Нравишься ли ты? | |
Разозли. | Ищи действий, которые заставляют партнеров проявить активность. | |
Разрушь все словом. | Это может быть действие, а может быть монолог. Или бешенство с невнятными словами. | |
Проси, умоляй. | : Два-три слова просьбы могут повторяться : с усилением. Это помогает родить жест, движение. | |
Уйди в себя, но продолжай диалог. | "Да, конечно. Спасти себя. Это самое важное". Говоришь одно — думаешь о противоположном. Уходишь от спора. Принимаешь решение вопреки словам. | |
Прикоснись с любовью. | Погладь чашку. Ласкай книгу. Передай через деталь свою эмоцию. | |
Притворись скромной. | Откажись от места в центре внимания. Но так, чтобы это все заметили и оценили. | |
Оправдайся неуверенно. | — Я пришел в гости. Она ушла, вернулась голой. — Наверное, не было времени одеться... Или это у нее такое хобби... | |
Оправдай и докажи. | Да! Она была голая! Это ее идеология. Она нудистка! Имеет право! | |
Одари, озари, открой истину. | Представь что-то как подарок. Завтра увидите фильм! Шедевр! Это нечто! Вы такого не видели! | |
Развлеки, выступи. | Представь что-то спектаклем, выступи как конферансье: "У нас в гостях!.." | |
Не принимай реальности, держись своей фантазии. | Демонстративно не принимай аргументов противника в сцене. Я этому не верю. Я просто не могу поверить. Факты врут. | |
Сдайся. | О'кей. Идем в кино. Я тебя люблю. | |
Гетманский Игорь Олегович:
Азбука литературного творчества,
или От пробы пера до мастера Слова
Об авторе
Гетманский Игорь Олегович - член СП России, автор книг-сборников фантастических романов и повестей "Голограмма силы" (М., ЭКСМО-Пресс, серия "Абсолютное оружие", 2000), "Звездный наследник" (М., ЭКСМО-Пресс, серия "Российская боевая фантастика", 2001), "Планета безумцев" (М., ЭКСМО-Пресс, РБФ, 2002), "Цена бессмертия" (М., ЭКСМО-Пресс, РБФ, 2003). Лауреат литературной премии еженедельника "Литературная Россия" (2001 год), лауреат Всероссийского конкурса журналистов, проводимого изданием "Журналистика и медиа-рынок" под эгидой Союза журналистов в 2003 году. Живет и работает в Балашихе. Зам. главного редактора общероссийской независимой газеты "Молодежь Московии", руководитель Балашихинского регионального литературного объединения "Метафора".
ОТ АВТОРА
Уважаемые читатели!
Книгу, которые вы держите в руках, я "увидел" задолго до того, как она вышла в свет. И посетило меня это видение не случайно. Тогда я готовился к встрече со старшеклассниками одной из балашихинских школ - с теми из них, кто пробует свои силы в литературе. И пытался найти ответ на мучительный вопрос: как за один-два академических часа донести до ребят то, что изложено в "томах премногих", да еще рассказать обо всем так, чтобы наша беседа была интересной и принесла им практическую пользу? Думал-думал, и вот... Лекции, прочитанные мною в Школе стилистики и мастерства прозаика; статьи, размышления и мнения известных, популярных, опытных, маститых - и, конечно, "просто" великих! - писателей; мой личный писательский и журналистский опыт; беседы с начинающими авторами в интернетовских чатах; участие в форумах любителей литературы - все это неожиданно сложилось у меня в голове в довольно пестрый, но гармоничный мозаичный рисунок.
Тогда и родилась книга.
Это не учебник. "Азбука..." ни в коем случае не претендует на полноту, строгость, а тем более, на научность раскрытия темы "Литературное творчество". В ней рассматриваются основные вопросы работы со Словом, стилистики и креативного письма - и подробнее всего те, без ответов на которые не может существовать не только художественная литература, но даже просто связное изложение мысли на бумаге.
По форме книга представляет собой цитатник - сборник высказываний писателей и литературоведов по разным аспектам литературной работы. В ней почти нет авторских ремарок - голос автора звучит в перекличке голосов участников им же самим развязанной дискуссии. Возможно, это не совсем привычная для вас форма подачи материала - зато, благодаря этому, книга хорошо структурирована: вы легко найдете в ней то, что вас интересует.
По своей сути "Азбука литературного творчества" - практическое руководство начинающего литератора. Причем такое, которое вовсе не способствует бездумному выполнению правил и следованию различным советам - "Азбука" заставляет думать, развивает авторскую самостоятельность. Из нее вы узнаете о творческом инструментарии писателя и журналиста; о том, как работать над произведением, с чего, например, начать, как продолжить; что для литератора в работе непреложно, а чем можно и пренебречь; о приемах усиления образности и выразительности речи; о том, как относиться к критике, и многое другое...
Вникайте, думайте - потом пишите, пробуйте! Творческих вам озарений и - удачи!
А, между прочим, моя встреча со старшеклассниками состоялась, правда, чуть позже - после выхода книги. И, знаете, по-моему, ребята слушали с интересом. И на все их вопросы ответы я нашел...
"Азбука" помогла... Так что читайте!
ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ОСНОВ
ДЕЛО, КОТОРЫМ МЫ ЗАНИМАЕМСЯ
Человек велик не тем, что он представляет собой в данный
момент, а тем, что он делает для себя возможным.
Ауробиндо Гхош
Из выступления автора перед юными литераторами, учащимися общеобразовательных школ г. Балашихи:
"Дорогие ребята!
Наша встреча состоялась сегодня потому, что мы с вами, я и вы, занимаемся одним делом - работаем со Словом. Вы делаете первые шаги в литературном творчестве. И это прекрасно - то, что творчество в Слове интересует вас и подвигает на работу. Здесь ваша энергия, как пишет известный современный писатель Михаил Веллер, "обращается в активную внутреннюю жизнь и приобретает характер интеллектуальный, вербальный, эстетический..."
Почему же это прекрасно? Потому, что таким образом вы ускоряете давно начатое вами движение к совершенству. Вы семимильными шагами уходите от невежества и сопутствующих ему грубости, слепоты и, в конечном итоге, слабости к Знанию, Красоте и Силе - пусть вас не пугают эти высокие слова. Чем цивилизация отличается от варварства? Тем, что варвар занят исключительно вопросами примитивной жизни и тела, а человек цивилизованный активно включает в жизнь работу высших частей своего внутреннего существа и отвечает их императивам. Интеллект и его тяга к Знанию, Этика и ее требование Блага для всех, Эстетика и императивы ее законов Красоты, Мораль и ее кодекс человека общественного, Эмоциональная сфера и Любовь, Милосердие, Сострадание, просто снисхождение к слабому и т.д. и т.п. - все это суть области жизни человека цивилизованного, культурного, существа Ментального.
Высокое предназначение человека - в максимальном саморазвитии и самореализации. И только Человек Ментальный - думающий, ищущий, делающий - может использовать щедрую и многообразную возможность к восхождению, которой является Земная жизнь. Только такой человек может созидать Гармонию.
Работа со Словом - один из возможных путей к трансформации в Человека Ментального.
Так что ваше увлечение, хобби, которое может стать делом вашей жизни, Законом вашего бытия, - очень важно. И сегодня я обращаюсь к вам не для того, чтобы чему-то учить, а для того, чтобы просто рассказать о том, на какое поле вы ступили, взявшись, образно говоря, за перо.
Любое дело в жизни мы должны делать сознательно. Ясно видеть те трудности, подводные камни, которые встретятся нам на пути. Тот объем работы, которую нам предстоит совершить, двигаясь к цели. Отдавать себе отчет за каждый сделанный шаг. Решить для себя, как действовать в трудных ситуациях, - где стоять насмерть, а где на время отступить или окончательно сдать позиции, изменив маршрут...
Вот об этом и поговорим.
Но сначала давайте поразмышляем: почему мы однажды взялись за перо?"