Вклейте в тетрадь портрет Пушкина, на котором изображён «ваш Пушкин»? Укажите основную информацию о портрете, опишите его.
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Что такое великий поэт?
Как правило, это мертвый поэт.
Если бы при его жизни люди понимали, что он великий, то, наверное, ему прямо бы на улице или в булочной говорили, что знают его, как же, читали еще в школе, и просили бы у него автограф.
Такие случаи бывали в истории, когда поэты собирали полные футбольные стадионы или большие залы. Но этих творцов уже никто не знает почему-то.
А вот одно имя называют всегда, когда людей просят: «Назовите имя поэта».
Каждый житель нашей страны сразу же произносит «Пушкин».
А что было при жизни этого великого поэта?»
Л. Петрушевская. «О Пушкине».
Запишите 6 фактов биографии А. С. Пушкина, которые вы считаете важными для понимания Пушкина как человека, как писателя и поэта.
Лирика А. С. Пушкина
«Пушкин — это, прежде всего, те две сотни главных стихотворений, которые и составляют корпус всех школьных изданий.
Не поэмы, не драмы, не повести, даже не «Онегин». Пушкин — поэт, автор стихотворений. Все остальное — следствие разветвления, усложнения или упрощения главного дела его жизни.
Поэма или повесть пишутся, лирические стихи — сопутствуют, являясь не фактами творческой биографии, а самой биографией. Может быть, в этом разница между писателем и поэтом: первый — автор произведений, второй — автор особого восприятия мира. В стихах нет героя, кроме автора. Стихи, как письма, интимны. Между поэтом и читателем нет посредников в виде сюжета или образов. Все, что он хочет сказать, он говорит сам. Не Мазепа, не Дубровский, не капитанская дочка — сам Пушкин.
Самый обычный сборник хрестоматийных стихов Пушкина — это наибольшее приближение к тому, что называется «Пушкин». И если читать эту книгу подряд, в хронологическом порядке, то мы обнаружим в ней один из самых сложных и увлекательных романов русской литературы.
Черты классического романа этой книге придает естественная последовательность — от рождения поэта до его смерти. Эволюция главного героя — тема книги. От страницы к странице меняется герой, а вместе с ним и форма, в которой запечатлены эти перемены.
Конечно, каждое стихотворение по отдельности — законченное произведение, но внутри сборника они — главы одной книги».
Петр Вайль, Александр Генис. «Хартия вольностей. Пушкин».
Какое стихотворение А. С. Пушкина нравится вам? Аргументируйте. Перепишите его, ориентируясь на шрифт русского рукописного письма XIX века (см. приложение). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выберите для анализа одно из стихотворений:
«19 октября» (1825 г.)
- Какова тема этого стихотворения?
- При каких обстоятельствах оно было создано?
- Какие черты жанра стихотворения (дружеского послания) вы заметили?
- В каких строчках звучит мотив одиночества?
- О каких друзьях-лицеистах идет речь?
- Каково общее настроение стихотворения и какие слова – образы и эпитеты его создают?
- Почему картины осеннего пейзажа помогают автору выразить свою главную мысль?
- Почему для Пушкина так важно сохранить память о годах Лицея? В каких строчках звучит мысль о том, что дружба – это дар, который необходимо суметь пронести через всю жизнь?
- Какие строки стихотворения стали крылатыми?
- Как вы понимаете строки: «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво».
«И. И. Пущину» (1826 г.)
1. Где произошла встреча, которую описывает поэт?
2. В 1826 году (год написания стихотворения) И. И. Пущин был отправлен в крепость, а затем в ссылку за участие в восстании декабристов. Выпишите из второй строфы слово, которое говорит об этом факте.
3. Назовите лирический жанр, к которому относится стихотворение.
4. Как формы глаголов прошедшего и настоящего времени в первой и второй строфе стихотворения связаны с его содержанием?
5. В первой строфе, в третьей строчке, использован прием звукописи. Найдите его и объясните, какой образ возникает при его применении.
6. Каким размером написано стихотворение? Составьте ударную схему, помогающую определить размер.
7. С какой целью во второй строфе использована анафора?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Песнь о вещем Олеге»
(Южная ссылка. 1822 г.)