Каковы Ваши первые впечатления, связанные с именем Пушкина? Напишите об этом.
Каковы Ваши первые впечатления, связанные с именем Пушкина? Напишите об этом.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Орест Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827
Холст, масло. 63 × 54 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Заполните пропуски в описании портрета, ответьте на вопросы.
Портрет был заказан другом Пушкина, ……….
На полотне Пушкин представлен по пояс с повёрнутой налево головой и ……………. на груди руками.
Как вы объясните наличие на правом плече поэта клетчатого шотландского пледа? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли этот приём назвать «реминисценцией»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В глубине изображена статуя Музы с ……………..
Что вы можете сказать о цветовой гамме? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пушкин написал по этому поводу стихотворение «Кипренскому»:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
В каких строчках содержится отзыв Пушкина на свой портрет? Выделите их маркером.
Найдите и запишите отзывы современников поэта на этот портрет. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Вклейте в тетрадь портрет Пушкина, на котором изображён «ваш Пушкин»? Укажите основную информацию о портрете, опишите его.
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Что такое великий поэт?
Как правило, это мертвый поэт.
Если бы при его жизни люди понимали, что он великий, то, наверное, ему прямо бы на улице или в булочной говорили, что знают его, как же, читали еще в школе, и просили бы у него автограф.
Такие случаи бывали в истории, когда поэты собирали полные футбольные стадионы или большие залы. Но этих творцов уже никто не знает почему-то.
А вот одно имя называют всегда, когда людей просят: «Назовите имя поэта».
Каждый житель нашей страны сразу же произносит «Пушкин».
А что было при жизни этого великого поэта?»
Л. Петрушевская. «О Пушкине».
Запишите 6 фактов биографии А. С. Пушкина, которые вы считаете важными для понимания Пушкина как человека, как писателя и поэта.
Лирика А. С. Пушкина
«Пушкин — это, прежде всего, те две сотни главных стихотворений, которые и составляют корпус всех школьных изданий.
Не поэмы, не драмы, не повести, даже не «Онегин». Пушкин — поэт, автор стихотворений. Все остальное — следствие разветвления, усложнения или упрощения главного дела его жизни.
Поэма или повесть пишутся, лирические стихи — сопутствуют, являясь не фактами творческой биографии, а самой биографией. Может быть, в этом разница между писателем и поэтом: первый — автор произведений, второй — автор особого восприятия мира. В стихах нет героя, кроме автора. Стихи, как письма, интимны. Между поэтом и читателем нет посредников в виде сюжета или образов. Все, что он хочет сказать, он говорит сам. Не Мазепа, не Дубровский, не капитанская дочка — сам Пушкин.
Самый обычный сборник хрестоматийных стихов Пушкина — это наибольшее приближение к тому, что называется «Пушкин». И если читать эту книгу подряд, в хронологическом порядке, то мы обнаружим в ней один из самых сложных и увлекательных романов русской литературы.
Черты классического романа этой книге придает естественная последовательность — от рождения поэта до его смерти. Эволюция главного героя — тема книги. От страницы к странице меняется герой, а вместе с ним и форма, в которой запечатлены эти перемены.
Конечно, каждое стихотворение по отдельности — законченное произведение, но внутри сборника они — главы одной книги».
Петр Вайль, Александр Генис. «Хартия вольностей. Пушкин».
Какое стихотворение А. С. Пушкина нравится вам? Аргументируйте. Перепишите его, ориентируясь на шрифт русского рукописного письма XIX века (см. приложение). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выберите для анализа одно из стихотворений:
«19 октября» (1825 г.)
- Какова тема этого стихотворения?
- При каких обстоятельствах оно было создано?
- Какие черты жанра стихотворения (дружеского послания) вы заметили?
- В каких строчках звучит мотив одиночества?
- О каких друзьях-лицеистах идет речь?
- Каково общее настроение стихотворения и какие слова – образы и эпитеты его создают?
- Почему картины осеннего пейзажа помогают автору выразить свою главную мысль?
- Почему для Пушкина так важно сохранить память о годах Лицея? В каких строчках звучит мысль о том, что дружба – это дар, который необходимо суметь пронести через всю жизнь?
- Какие строки стихотворения стали крылатыми?
- Как вы понимаете строки: «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво».
«И. И. Пущину» (1826 г.)
1. Где произошла встреча, которую описывает поэт?
2. В 1826 году (год написания стихотворения) И. И. Пущин был отправлен в крепость, а затем в ссылку за участие в восстании декабристов. Выпишите из второй строфы слово, которое говорит об этом факте.
3. Назовите лирический жанр, к которому относится стихотворение.
4. Как формы глаголов прошедшего и настоящего времени в первой и второй строфе стихотворения связаны с его содержанием?
5. В первой строфе, в третьей строчке, использован прием звукописи. Найдите его и объясните, какой образ возникает при его применении.
6. Каким размером написано стихотворение? Составьте ударную схему, помогающую определить размер.
7. С какой целью во второй строфе использована анафора?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
«Песнь о вещем Олеге»
(Южная ссылка. 1822 г.)
Поединок
Секунданты
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вечер накануне поединка
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Место, время поединка
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Изобразите ход (историю) поединка в виде схемы, графика, ментальной карты. Работайте с цитатами. Вы должны не просто зафиксировать поступки героев, но и дать им оценку.
Составьте синквейн по 1-6 главам. Прокомментируйте выбор слов (фразы) в одной из строчек задания.
__1._Пётр Гринёв________________________
__2._____________________________________
__3._____________________________________
__4.______________________________________
__5.______________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
«Батюшка Пётр Андреич! – шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. – Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод... (тьфу!) поцелуй у него ручку”.
«Что тебе стоит?» – спрашивает Савельич. Вы – Гринёв. Ответьте на вопрос.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Встречи Гринёва и Пугачёва
Заполните таблицу, опираясь на текст произведения, работая с цитатами.
№ | Где, при каких обстоятельствах? | Чем привлекает Гринёв Пугачёва? | Что привлекает в Пугачёве Гринёва? | Итог встречи |
Вывод:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Вспомните калмыцкую сказку, рассказанную Пугачёвым Гринёву. Растолкуйте её смысл.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образ Маши Мироновой
Изобразите жизненный путь героини в виде схемы (диаграммы, графика, ментальной карты, фишбоуна). Опирайтесь на цитаты. Вы должны не просто зафиксировать поступки героини, но и дать им оценку.
Эссе «Мой Пушкин»
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Страницы для дудлинга.
Новейший термин "дудлинг" (и производные от него "дудл", "дудлер", "дудлить") происходит от английского глагола "doodle" и традиционно понимается как машинальное рисование (черканье) в процессе раздумий, а проще - обычные каракули. Дудлинг представляет собой замаскированный мыслительный процесс - это простой, доступный и очень мощный инструмент поиска новаторских идей и решений даже самых запутанных проблем. Дудлинг уже привел к многочисленным прорывам в науке, технике, медицине, архитектуре, литературе и искусстве.
2. Послушайте концерт Георгия Свиридова«Пушкинский венок». Напишите о своих впечатлениях.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Русское рукописное письмо XIX века
Список использованной литературы
Цветаева М. «Мой Пушкин» Издательство: Фолио, 2013 г.
Литературная матрица. Учебник, написанный писателями. XIX век: Сборник. 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство К. Тублина», 2011.
Родная речь. Уроки изящной словесности / Предисл. А. Синявского / Петр Вайль, Александр Генис. – Москва : Издательство АСТ 6 CORPUS, 2016.
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200104302
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200202613
http://lit.1september.ru/article.php?ID=200702007
Каковы Ваши первые впечатления, связанные с именем Пушкина? Напишите об этом.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Орест Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827
Холст, масло. 63 × 54 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Заполните пропуски в описании портрета, ответьте на вопросы.
Портрет был заказан другом Пушкина, ……….
На полотне Пушкин представлен по пояс с повёрнутой налево головой и ……………. на груди руками.
Как вы объясните наличие на правом плече поэта клетчатого шотландского пледа? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли этот приём назвать «реминисценцией»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В глубине изображена статуя Музы с ……………..
Что вы можете сказать о цветовой гамме? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пушкин написал по этому поводу стихотворение «Кипренскому»:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
В каких строчках содержится отзыв Пушкина на свой портрет? Выделите их маркером.
Найдите и запишите отзывы современников поэта на этот портрет. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________