Говоры севернорусского наречия
Говоры Поморской группысевернорусских говоров распространены, кроме Архангельской области, на территории Мурманской области и в северных районах у побережья Белого моря
1. В этих говорах известно узкое закрытое [ё] на месте литературного [е] в соответствии с древнерусским /ё-ие/ (Ъ-ять); на конце слова слышится звук [и] (ср.: на мори, на конци—может быть, окончания эти сохранились из старого мягкого склонения).
2. Гласный [а] между двумя мягкими согласными под ударением произносится тоже как закрытое [ё]; возникают неизвестные литературному языку чередования типа взял— взёли, мял — меть.
3. Последовательно встречается мягкое цоканье, т. е. смешение
[ц'] и [ч'] в /ц'/.
4. Старая аффриката, изображаемая буквой щ, произносится как [шш] (то же и относительно звонкой аффрикаты): [шшука], [штока], ё[жж]у, [вожжы]. 5. Звук [в] произносится как в литературном языке и оглушается на конце слов: трафка, лоф, кроф
6. В Т. мн. ч. существительных, прилагательных и местоимений употребляется окончание -мы, иногда -ма: сильныма руками, с острыма пилама. 7. В формах Р. ед. ч. местоимений и прилагательных окончание произносится, как пишется, т. е. -ого (иногда с почти полным выпадением согласного): кого доброго или коо доброо. По остальным признакам говоры Поморской группы совпадают с другими севернорусскими говорами.
Олонецкой группой говоровназывают говоры, распространенные на современных территориях Ленинградской, Вологодской и Архангельской областей, а также Карелии.
1. Звук на месте древнего Ь (ять) под ударением произносится как [ё], перед следующим мягким согласным — как [и] (то же и в первом предударном слоге): лес — в лиси, сено — на сини, детка — дити и др. 2. Звук [а] между мягкими согласными также может заменяться на [е]: гресь, в грези, но менее последовательно (иногда произносится грязь, в грязи).
3. Замена [е] на [о] перед твердыми согласными проведена непоследовательно, поэтому постепенно распространяется еканье, т. е. произношение типа [н'есу], [п'ету] з предударном слоге, а в восточных районах — ёканье (т. е. различение предударных [е] и [а]: [н'осу], но [п'ету]).
4. На месте щ, зж распространены сочетания согласных /шч'/, /ждж/ или /шт/, /жд/ с мягкими вторыми согласными: [шт'ука], {пр'иежд'ай].
5. Остатком древнего произношения [л] как «среднего» (по образованию) является переход в конце слога [л] > [у]: стау, доуго, воук.
6. В формах имен с окончанием -ого обычно произносится фрикативное [у]: коуо, доброуо. В некоторых архаичных говорах встречаются особенности, свойственные южнорусским говорам. 7. Склонение старых имен типа мати, дочи (И.) — матерь, дочерь (В.). 8. В Р. и Д. ед.ч. прилагательных женского рода встречается окончание -эй: золотэй, худэй (ср. также: с сестрэй, молодэй, од- нэй, тэй).
9. В качестве окончания 3-го лица глаголов настоящего времени используется иногда -ть\ ходить, знаеть. 10. В области согласных сохраняются все особенности севернорусского наречия, т. е. остатки цоканья, мягкость шипящих, утрата междугласного [j] и др., сохраняются и следы «второго полногласия» (в произношении некоторых корней: столоб, холом, молонья).
§ 22. Новгородская группа говоров охватывала территории б. Новгородской и Петербургской губерний. Сегодня эти говоры значительно изменились, но сохраняют еще ряд особенностей. 1. Независимо от качества следующего согласного на месте /ё/ (Ъ- ять) некогда произносилось [и]: [л'йто] — в [л'йт'е]; теперь это сохраняется архаически в произношении отдельных слов: здись, сино. 2. Звук [а] между мягкими согласными не изменяется в [е]: грязь. 3. Губные согласные на конце слова обычно твердые: сем, голуп, любоф. 4. Аффрикаты в большинстве говоров различались, обычно произносились как твердые: мисец, пальцы, чистой (цыстой). 5. Окончание -ого произносится с [в]: ново, доброво. 6. Совпадают формы Т. и Д. мн. ч. имен и местоимений: по своим ногам, тол своим ногам.
§ 23. Вологодско-Вятскаягруппа включает в себя говоры б. Вологодской, Вятской и Пермской губерний, а также говоры территорий за Уральским хребтом. 1. На месте /ё/ (Ъ) под ударением и в предударном слоге произносилось [и] перед мягкими согласными и сохранялось произношение [ие] перед твердыми согласными (иногда здесь произносилось и [ё]): лиес — в лисе, сиене— на сини, смиех — смиютсе. 2. В безударных слогах [е] обычно переходит в [о], но со многими исключениями и непоследовательно: [в'осна], [знайот], [пойд'ит'о]. 3. Под ударением на месте исконного /о/ под восходящим ударением произносится [уо]: вуоля, воруона,. 4. Гласный [а] между мягкими согласными переходит в [е], но только под ударением: тесь любит цесь ('честь'), а зеть любит взеть. 5. Аффрикаты совпадают чаще в [ц'] (мягкое цоканье), но во многих местах сохраняется и древнее мягкое чоканье. 6. На месте щ, сч обычно произносится [шш] (так же и у звонкого [жд]—[жж]): [шшу]ки, [ишш]ёзли, до[жжы]. 7. Согласный [в] обычно произносится как губно-губной с переходом в [у]: унуку у лес, лесоу. 8. В конце слога так же произносится и [л] с переходом в у-неслоговое: быу воук.
9. В отдельных архаичных говорах сохраняется исконная мягкость шипящих: [ш'ир'], [ж'ир], [сад'иш'] и развивается «шепелявость» в произнесении исконных мягких свистящих: [с'шиёно] 'сено', [з'жемл'а] 'земля'. 10. В морфологии отмечаются некоторые формы, отделяющие одни говоры от других; так, вологодские говоры в Р. мн. ч. имеют окончание -ей у имен на -ец: пальцей, огурцей, а в Д. и П. ед. ч. у имен женского рода окончание -е: в грязе, по грязе.
§24. Владимиро-Поволжская группа говоров — окающие говоры Поволжья — охватывала большие пространства от б. Тверской до Саратовской губерний. 1. В отличие от архаичных севернорусских говоров говоры этой группы представляют неполное оканье: различие между [о] и [а] сохраняется здесь только в первом предударном слоге, а в остальных безударных слогах редуцируется (сокращается) до неопределенного по тембру звука [ъ] (как в литературной норме): съмовар, садъ 'сада'; гълова, стърона, окълъ. 2. Изменения звука [ё] (Ъ- ять) совпали с изменениями в литературном языке (почти во всех говорах произносится как [е]). 3. В предударном слоге после мягких согласных обычно различаются все гласные: [пр'аду], [р'ека] ([е]</ё/), [н'осу]. 4. Редукция безударных гласных распространяется на [о] в начальном (неприкрытом) слоге — здесь произносится [у]: угурцы, упять, утвори. 5. Аффрикаты обычно различаются, причем довольно часто при [ц] встречается и [ч']. 6. На месте щ произносится [шш]: [шшу]ки> [ишш]ёзли. 7. Некоторые особенности произношения согласных связаны с противопоставлением по твердости — мягкости, которое относительно недавно развилось в этих говорах; так, на месте [к'], [г'] произносится ]т'], [д']: рути, ноди вместо руки, ноги. 8. Происходит выпадение междугласного [j] с последующим стяжением гласных: знаат, знат< знает. 9. Совпадают формы Т. и П. ед. ч. прилагательных: с худым ~ худэм как и на худым ~ худэм, Д. и Т. мн. ч. имен женского рода: со своим рукам, по своим рукам.
Все пять групп севернорусских говоров образуют как бы линию постепенного перехода в основных своих особенностях от наиболее архаичных проявлений (северо-запад) к более новым (юго- восток, в сторону «центра»), что помогает и ориентироваться в последовательности тех изменений данных говоров, с помощью которых производится их группировка, и оценить степень влияния на них среднерусских говоров (на крайнем юго-востоке на основе окающих развиваются (ново)акающие говоры, например в Костромской области).
Говоры южнорусского наречия
Говоры южновеликорусского (сокращенно ювр.) наречия распространены в южной и в югозападной части той территории, которая занята в Европе населением, говорящим на русском языке. Это нынешние Смоленская, Брянская, Калужская, Орловская, Тульская, Курская, Липецкая, Воронежская, Тамбовская области, большая часть Рязанской области, западные районы Пензенской и Саратовской областей, а также Волгоградская и Ростовская области и русские говоры на территории Северного Кавказа (Ставропольский, Краснодарский края и автономные республики Кабардино-Балкарская, Северо-Осе- тинская, Чечено-Ингушская и Дагестанская). Кроме этой сплошной территории, ювр. говоры наблюдаются в районах более позднего заселения, в восточных областях Европейской' части СССР и в Сибири. Наиболее компактно ювр. говоры размещены в Заволжье: в.восточных районах Куйбышевской и Саратовской областей и в западных районах Оренбургской области.
Основными особенностями, общими для всех ювр. говоров, являются:
1. Аканье, т. е. произношение звука «о» в неударяемом положении как «а». Обычно, как в литературном произношении, аканье соединяется с редукцией звуков «о» и «а» во всех позициях, кроме первого предударного слога. Однако есть такие ювр. говоры, в которых звук «а» слышится на месте орфографического «о» во всех его положениях: у = г фрикативное уалава, уорад, холад и т. п.
2. С аканьем тесно связано «яканье», выступающее как следствие того же самого фонетического процесса, но только после мягких согласных. Всем южнорусским говорам присуще яканье в той или иной его разновидности (см. гл. III, § 58—62).
3. Старый звук «ять» под ударением произносится, как и в литературном языке, подобно звуку «е», причем перед последующим твердым согласным этот звук выступает как открытый, перед последующим мягким — как закрытый: лес, петь.
4. Согласный «г» всегда длительный (фрикативный), в конце слова и перед глухими согласными он приглушается в звук <х>: уусь, уород, уолова, оуонь, дууа, друх, врах, мяхкий, лехкий.
5. Отсутствие смешения «ц» и «ч», произношение звука «ч» как мягкого.
6. В третьем лице единств, и множ. числа глаголов флексия оканчивается смягченным «т»: ходить, знаеть, ходють, знають (если только этот звук вообще сохраняется во флексии) (см. гл. IV, § 107). Кроме этих основных общих отличий, ювр. говоры имеют характерные особенности и в синтаксическом строе, и в лексике, а также отличаются от литературного произношения местом ударения в словах.