Вопрос 3 :Общая характеристика развития английского театра эпохи Реставрации
XVIII век в литературе стал периодом расцвета романа. Именно в этом эпическом жанре с наибольшей полнотой были выражены идеи просвещения. Таким образом драма отступила немного на второй план, но это не означает, что её роль в культурной жизни общества была незначительна.
В английской драматургии этого периода можно выделить две основные тенденции:
- пьесы, написанные под впечатлением от произошедших исторических событий (славная революция, установление конституционной монархии). Эти пьесы во многом идеализировали сложившийся общественный уклад
- вторая линия была связана с пьесами, критиковавшими общественный миропорядок, социальные пороки и т.д. и т.п.
Просветительскую драматургию в Англии можно разделить на несколько периодов.
Первый охватывает приблизительно 30 лет (1698-1727)
1698 г. – выходит в свет памфлет проповедника Джереми Коллиера «Краткий обзор безнравственности и непристойности английской сцены». С этого момента тенденции драматургии эпохи Реставрации уступают место на английской сцене просветительским тенденциям.
Этот период характеризуется проникновением в произведения идей и эстетических идеалов Просвещения при сохранении существовавших ранее драматургических форм.
В XVIII в. сохраняются два крупных драматических жанра предшествовавшей эпохи – классицистическая трагедия и героическая драма.
Их представители – Николас Роу (1674-1718 гг), Джозеф Аддисон (1672-1719, Джон Деннис (1657-1734 гг.).
Происходило преобразование жанра комедии. Формы, сюжеты и темы оставались почти неизменными по отношению к комедиям Реставрации, но в просветительской комедии отчётливо прослеживаются морализаторские тенденции. Комедия становится нравоучительной.
Представители – Сюзанна Сентливр (1667-1723гг), Колли Сиббер (1671-1757 гг), Джозеф Аддисон, Ричард Стиль (1672-1729гг).
Второй этап – развитие так называемой мещанской драмы. Он начинается с 1727 г. (появление «Оперы нищего» Гея и начало деятельности Филдинга).
К этому периоду относится творчество Джорджа Лилло (1693-1739 гг), Эдуарда Мура (1712-1757гг.), Джона Гея (1685-1735гг.), Генри Филдинга (1707-1754 гг).
Последний период (с сер. XVIII в. до завершения эпохи Просвещения) - расцвет реалистической комедии.
Его представители – Сэмюэль Фут (1720-1777гг), Оливер Гольдсмит (1728-1774 гг.)Джордж Кольман старший (1732-1794гг.), Ричард-Бринсли Шеридан (1751-1816гг.).
В эпоху Просвещения театр воспринимается не только как зрелище, ему придаётся воспитательное значение.
Но, тем не менее, сохраняется стремление сделать спектакль занимательным.
Наряду с драмой в английском театре XVIII века важную роль играют опера, балет и пантомима. Эти жанры частично существовали на тех же сценических площадках, что и драма, частично переносились в специальные здания.
Главным лондонским театром был основанный в 1682 г. королевским указом театр Дрюри-Лейн.
Этот театр был организован как товарищество на паях.
В 1714 г. был открыт театр под названием Линкольнс-Инн-Фильдс (в 1732 г. этот театр был переименован в «Ковент-Гарден»).
Театры Дрюри-Лейн и Ковент-Гарден занимали привилегированное положение. В 1737 г. оно было закреплено ещё и «актом о цензуре», согласно которому за этими двумя театрами признавалось исключительное право на постановку классической драматургии.
Помимо драматических театров в Лондоне существовал также оперный театр, построенный в 1705 г. драматургом Ванбру (театр королевы).
Большой популярностью пользовались постановки пантомим. (традиция приписывает изобретение английской пантомимы знаменитому миму Джону Ричу, но первенство в этом вопросе оспаривал Джон Уэвер, балетмейстер Дрюри-Лейн).
В основном в Англии существовали пантомимы четырёх тематических циклов:
- антично-мифологический
- итальянско-комедийный
- староанглийский фарсовый
- современно-сатирический
Зачастую немое действие основных персонажей пантомимы сочеталось с пением или диалогами других актёров.
В пантомимах очень важную роль играла традиция итальянской комедии дель Арте.
Театральная жизнь начинает развёртываться не только в столице, но и в других крупных городах (Манчестере, Ливерпуле, Эдинбурге, Дублине).
Проблемы театра, драматургии, актёрской игры начинают волновать широкую общественность, пресса начинает так же уделять театру большое внимание.
Рождается театральная критика.
По своему внутреннему устройству английский театр немногим отличился от театров других стран, существовавших в эту эпоху. Он представлял собой театр ярусного типа с ложами и галереями. Просцениум широко вдавался в зрительный зал, по бокам его тоже находились ложи, что являлось особенностью английского театра.
В партере помещалась преимущественно привилегированная публика, сначала только мужчины, но со второй половины XVIII века, места в партере начинают занимать и женщины.
В партере находились ряды скамеек без спинок, места нумерованными не были, публике предоставлялось право занимать места за час до начала спектакля.
В первой половине века зрители ещё могли сидеть непосредственно на сцене и даже занимать актёрское фойе и смотреть спектакль из-за кулис.
Плата с посетителей взималась непосредственно в зрительном зале перед началом представления.
Поведение публики по-прежнему отличалось большой свободой. На протяжении XVIII века было даже несколько театральных бунтов, связанных с желанием руководителей театра повысить цены на билеты.
Чтобы обезопасить себя (были случаи, когда зрители забирались на сцену, ломали декорации, избивали актёров), театральные руководители устанавливали по линии рампы ряды металлических шипов.
Совершенствовались декорации.
Только к концу XVIII века костюмы и декорации, использовавшиеся в исторических постановках, действительно обретают черты подлинной историчности.
Новатором в области театрально декорационного искусства в Англии был Филипп-Жан де Лотербург. Он широко применял, например, лампы с разноцветными стёклами для создания фантастических эффектов.
В эту эпоху в Англии появляется целая плеяда выдающихся актёров (Беттертон, Сиббер, Уильс, Куин, Барри) и актрис ( м-сс Сиббер, м-сс Олдфилд, м-сс Уоффингтон, мисс Клайв, м-сс Притчард).
Наиболее выдающимся английским актёром эпохи Просвещения был Давид Гаррик (1717-1779).
С 1747 по 1776 г. являлся директором театра Дрюри-Лейн.
Первый успех Гаррику принесла роль Ричарда III в переработке одноимённой трагедии Шекспира, принадлежавшей Колли Сибберу.
Основная заслуга этого актёра состояла в том, что он стремился сделать манеру игры более реалистичной, избегал неестественной распевной декламации и условных жестов.
Режиссуры в полном смысле этого слова театр XVIII века ещё не знал. Руководящая роль при постановке принадлежала обычно главному актёру театра, который распределял роли, руководил репетициями, но на этом его обязанности заканчивались. Он не мог диктовать другим актёрам, как играть ту или иную роль.