Народные мотивы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Одним из лучших произведений русской литературы 19 века, без сомнения, является «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. Над поэмой автор работал в течение пятнадцати лет, но так и не завершил работу. В этом произведении Некрасов показал послереформенную Русь. Он создал поистине «народную книгу». Именно этим, по моему мнению, и объясняется своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Интересна сама композиция поэмы. Еще в прологе автор знакомит читателя с семью крестьянами из разных деревень, названия которых свидетельствуют о жизни бедняков. Сюжет поэмы схож с народными сказами о поисках счастья и правды. Все люди, встречающиеся на пути у мужиков, - разные.
В первой части герои встречаются с людьми, которых можно было бы считать счастливыми. Но вскоре выясняется, что их счастье совсем не в том, что нужно странникам.
Уже во второй части поэмы Некрасов повествует о крестьянке Матрене Тимофеевне и ее горькой судьбе. И читатель, вместе с героями-правдоискателями, убеждается, что «не дело – между бабами счастливую искать!»
Далее рассказывается о помещике и его «житье-бытье» в России после отмены крепостного права. Заключительная же часть поэмы подводит своеобразный итог всему произведению и называется «Пир на весь мир». Только здесь мы встречаем счастливого человека – Гришу Добросклонова. Своеобразным гимном русскому народу становится песня Гриши «Русь».
Что касается стиля поэмы, то она сходна с произведениями устного народного творчества. Читатель может убедиться в этом уже в самом начале произведения:
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
Эти строчки схожи с зачином, который был характерен для произведений русского фольклора. Автор в поэме прибегает к использованию различных примет:
… свекровушка
приметой прислужилася
Соседкам наплела,
Что я беду накликала,
А чем? Рубаху чистую
Надела в Рождество.
Встречаются в произведении также приметы, которые свидетельствуют о каком-то явлении природы:
Кукуй! Кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом –
Не будешь куковать!
Еще один жанр, свойственный народному творчеству, встречается в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Речь идет о загадке:
Никто его не видывал,
А слышать, всякий слыхивал,
Без тела – а живет оно;
Без языка – кричит.
Что касается характеристики героев, то большое место в поэме занимает портрет. Так, очень интересно описание Якима Нагого:
Грудь впалая, как вдавленный живот; у глаз, у рта
Излучены, как трещины
На высохшей земле,
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный,
Кирпичное лицо,
Рука - кора древесная,
А волосы – песок.
Таким образом, автор показывает человека, которого невозможно отделить от русской земли.
Речь героев также является одним из способов передачи их характеров и внутреннего мира. Так, в речи попа встречаются церковные слова: «Братия, несу мой крест с терпением, аминь». Речь помещиков очень гладкая, не столь выразительная, как речь крестьян.
Некрасов в поэме доказывает, что Русь меняется после реформы 1861 года, хотя, конечно же, крепостники остаются прежними. Но важно другое: меняются крестьяне, несмотря на то, что в них все еще много покорности. Еще не наступило то время, когда русский народ станет сильным, умеющим заявлять о себе открыто. Но автор надеется, что скоро наступят такие дни:
Русь не шелохнется,
Русь – как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая.
На мой взгляд, поэма стала тем произведением, которое во всей полноте раскрывало проблемы, существовавшие в обществе. Здесь развернута невероятно полная картина народной жизни. Без сомнения, данное произведение является вершиной творчества Некрасова.
Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Поэма Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" - довольно редкое и уникальное в художественном отношении явление. И если вспомнить аналоги, то она может быть сопоставлена разве что с пушкинским романом в стихах. Общими для них будут монументальность и глубина изображения характеров в сочетании с необыкновенно яркой стихотворной формой.
Сюжет поэмы прост: семь крестьян задались целью узнать, "кому живется весело, вольготно на Руси" и странствуют, пытаясь найти этого человека. Пройдя много дорог, перевидав многих людей, они решили:
Не все между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!
Им, как на счастливую, указывают на Матрену Тимофеевну Корчагину по прозвищу Губернаторша. Это крестьянка, слывущая в народе счастливой, Странники находят ее:
Матрена Тимофеевна,
Осанистая женщина,
Широкая и плотная
Лет тридцати осьми.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие.
Сурова и смугла.
Она рассказывает им о своей жизни - полной забот, горя и печали жизни простой русской крестьянки. Матрена говорит, что если и была счастлива, то только до замужества. В чем же заключается это счастье? А вот в чем:У нас была хорошая, Непьющая семья.
Маленькая девочка превратилась во взрослую девушку - работящую, красивую лицом и строгую нравом. Не засиделась она девках, быстро нашелся ей жених, да "на горе чужанин" Филипп Корчагин. Началась для героини тяжелая жизнь невестки в доме свекрови:
Семья была большущая,
Сварливая... попала С девичьей холи в ад!
С мужем Матрена живет в ладу. Он поднял на нее руку лишь раз, да и то по научению своей матери и сестер.
Родился у Матрены сын Демушка - единственная отрада в отсутствии мужа. Но недолго она на него радовалась: сварливая свекровь отправила ее работать, сказав, что за сыном посмотрит дед Савелий. Но недоглядел дел, уснул, разморенный солнышком, а Демушку съели свиньи.
Но на этом все не закончилось, не дали Матрене похоронить сына. Провели следствие, подозревая ее в постыдной связи с дедом Савелием и убийстве Демушки, исполосовали тело мальчика и. не найдя ничего, отдали обезумевшей от горя матери. Очень долго не могла Матрена отойти от этого кошмара.
Она очень скучала по родителям, но они не часто баловали ее своим приездом. Три года пролетели, как один день. Что год, то дети. ... Ни думать некогда, ни печалится.
На четвертый год постигло героиню новое горе: умерли родители. Осталось у нее близких людей - Филипп да дети. Но и тут не успокоилась судьба, карая то ее детей, то мужа. Когда сыну Федотушке исполнилось восемь лет, свекор отдал его в подпаски. Однажды пастух ушел, а одну овцу утащила волчица, судя по кровавому следу, только что родившая. Пожалел Федот ее и отдал отбитую им уже мертвую овцу. За это народ в деревне решил его выпороть. Но за сына вступилась Матрена, и помещик, проезжающий мимо, рассудил отпустить мальчика, а мать - наказать.
Далее описывается трудный, голодный год. Вдобавок ко всему, вне очереди забрали в солдаты Филиппа. Теперь уже Матрена, которой до новых родов осталось несколько дней, вместе с детьми не полноправная хозяйка в доме, а приживалка. Однажды ночью она жарко молится в поле и, окрыленная какой-то неведомой силой, спешит в город на поклон к губернатору. Но встречает там лишь его жену. Практически у этой женщины на руках рождается еще один сын Матрены. Помогла героине Елена Александровна, вернув Филиппа и став крестной матерью ребенка, которого сама нарекла Лиодорушкой. Так и получила Матрена свое прозвище - "счастливица".
Вот обо всем этом и рассказала странникам Матрена Корчагина, считающаяся в народе самой счастливой женщиной:
Ногами я не топтана.
Веревками не вязана,
Иголками не колота...
Вот и все счастье. Но сильнее всего этого "гроза душевная", которая прошла по героине. Израненную душу наизнанку не вывернешь и людям не покажешь, а потому для всех она - счастливица, а на деле:
По матери поруганной,
Как по змее растоптанной,
Кровь первенца прошла,
По мне обиды смертные
Прошли неотплаченные,
И плеть по мне прошла!
Таков образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, губернаторши, слывущей в народе счастливой женщиной. Но счастлива ли она? На наш взгляд - нет, но на взгляд простой крестьянки XIX века - да. Это возвышает Матрену: она не сетует на жизнь, не жалуется на трудности. Ее твердость духа, решительность восхищает читателя.
Образ Матрены Тимофеевны, несомненно, один из сильнейших, показывает истинный характер русской женщины, которая
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.