Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?
Итогом всего творчества Н.А. Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Она была задумана «о народе и для народа» и писалась с 1863 по 1876 год. Автор считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни».
В своей поэме Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Уже начало поэмы приковывает внимание к бедственному положению крестьянства. С первых строк возникают мысли о нелегкой судьбе народа.
Все произведение отражает крестьянские радости и горести, сомнения и надежды, народную жажду воли и счастья. Мужицкое «счастье» «дырявое, с заплатками, горбатое, с мозолями» - «Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села».
Не только семеро мужиков пытаются найти народное счастье. Пытается его найти и осмыслить и сам Некрасов. Чтобы выразить свою позицию он, на мой взгляд, и помещает в поэму притчу «О двух великих грешниках». Она повествует о том, что
Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр - атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан…
Все дни проводили великие грешники в убийствах и блуде. Но вот вдруг в Кудеяре проснулась совесть:
Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать - не сочтешь!
Долго Кудеяр сопротивлялся зову души и совести, но все-таки Господь его одолел. Этот разбойник распустил свою шайку, зарыл нож и отправился замаливать грехи к гробу Господню. Но легче ему не становилось. Кудеяр превратился в старца-отшельника, живущего лесу и пытающегося отмолить свои грехи:
Денно и нощно всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!
И бог смилостивился над великим грешником. Разбойнику явился угодник, который сказал, что грехи его будут прощены, если Кудеяр срежет своим разбойничьим ножом вековой дуб. Тот с рвением принялся за работу, но она была нелегка: как можно срезать дуб ножом? В сердце старца начали закрадываться сомнения. И тут на его пути повстречался помещик – пан Глуховский, «первый барин на той стороне». Старец, который слышал про этого человека много страшного и жестокого, рассказал ему свою жизненную историю – в назидание и научение. Но на это пан Глуховский лишь ухмыльнулся:
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Услышав это, Кудеяр пришел в неистовство. Он бросился к пану и вонзил ему в грудь нож. В тот же миг вековой дуб рухнул – «эхо весь лес потрясло»:
Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов!..
Этими строками Некрасов заканчивает свою притчу. Что она значит? Для Некрасова, как и для самого народа, самым великим грехом является мучение простого трудового народа, крестьян. Ведь именно эти люди кормят помещиков, на них держится все хозяйство страны. Кроме того, русский народ – это основа культуры, корни, вековая мудрость. Уничтожать все это – уничтожать нацию, страну. Это самый великий грех.
Но не только это возмущает поэта. Помещики мучают совершенно невинных людей, ни в чем не виноватых, и мучают веками! Вот что самое страшное. Именно поэтому поэт считает помещичий грех самым тяжким. С ним не сравнится даже жизнь Кудеяра, наполненная убийствами, грабежами, блудом.
Важно, что, по Некрасову, убийство помещика приравнивается к какому-то святому действу, ведь за него Кудеяр получил прощение своих грехов.
На мой взгляд, точка зрения поэта слишком радикальна. Убийство – грех в любом случае, всегда. Но с помощью такого яркого сопоставления автор выражает огромную силу страданий русских крестьян и свою непримиримую позицию по отношению к угнетателям народа.
Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Замысел поэмы "Кому на Руси жить хорошо" продиктован самой жизнью. Н. А. Некрасов остро чувствовал "больные" вопросы своего времени. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.
Поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда. В ней он стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в жизни крестьянства после реформы 1861 года.
Положение народа ясно рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом" крестьяне-правдоискатели. Они - "временно обязанные", "Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень - Заплатова, Дыряви-на, Разутова, Знобилина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож". Странствуя, мужики проходят через Испуганную, Подстрелянную и Безграмотную губернии. Эти названия говорят сами за себя.
На многих страницах поэмы изображены бесправная, безрадостная жизнь народа. Деревни - "селенья незавидные, что ни изба - с подпоркою, как нищий с костылем..." У мужиков скудные запасы, на крестьянских полях - бедные всходы, поэтому целые селения осенью идут "на попрошайство"
Картины народной жизни обрисованы в песнях "Голодная", "Барщинная", "Солдатская", "Веселая", "Соленая".
Вот каким показан дореформенный мужик в одной из песен:
Беден, нечесан Калинушка,
Нечем ему щеголять,
Только расписана спинушка,
Да за рубахой не знать.
С лаптя до ворота
Шкура вся вспорота,
Пухнет с мякины живот,
Верченый, крученый,
Сеченый, мученый
Еле Калина бредет...
Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана.
Как и прежде, крестьяне - люди, "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что теперь их вместо барина будет драть волостной.
Крестьянский мир предстает предельно обнаженным, во всей хмельной откровенности и непосредственности в главе "Пьяная ночь". Необычная "пьяная" ночь развязывает языки:
Дорога стоголосая
Гудит!Что море синее,
Смолкает подымается
Народная молва.
Почти каждая реплика - сюжет, характер. Глава, по моему мнению, вмещает много рассказов. Разве не точная картина дикого деспотизма семейной жизни встает из ссоры двух баб:
Мне старший зять ребро сломал,
Средний зять клубок украл,
Клубок - плевок, да дело в том-
Полтинник был замотан в нем,
А младший зять все нож берет,
Того гляди, убьет, убьет...
А разве не ясна из нескольких фраз судьба женщины Дарьюшки, хотя никакого рассказа о ней нет:
- Худа ты стала, Дарьюшка!
Не веретенце, друг!
Вот то, чем больше вертится,
Пузатее становится,
А я как день-деньской...
Именно желание показать всю народную Русь привлекло Некрасова к такой картине, где можно было бы собрать массу людей. Так появилась глава "Сельская ярмонка". Прошло много времени. И вот странники летом пришли на "ярмонку", которая свела вместе многих людей. Это народное гулянье, массовый праздник:
Шумит, поет, ругается,
Качается, валяется.
Дерется и целуется
У праздника народ.
Кругом пестро, красно, рубахи полны цветов, платья красные, косы с лентами6 "Играет солнце вешнее, смешно, горласто, празднично".
Но в народе много темного, неприглядного и безобразного:
По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам,
Покуда глаз хватал,
Ползли, лежали, ехали,
Барахталися пьяные...
Крестьянский мир на сельской ярмарке завершается рассказом о Якиме Нагом. Он говорит не о посетителях "ярмонки", а о всем мире тружеников. Яким не поддакивает своему барину Павлуше Веретенникову, а высказывает свое крестьянское чувство:
Постой, башка порожняя!
Шальных вестей бессовестных
Про нас не разноси!..
Отстаивая чувство трудовой крестьянской гордости, Яким видит и общественную несправедливость по отношению к трудовому крестьянству:
Работаешь один,
А чуть работа кончена -
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
Русская женщина всегда была для Некрасова главной носительницей жизни, символом национального существования. Поэтому поэт уделил столько внимания крестьянке Матрене Тимофеевне Корчагиной. Она сама рассказывает о своей жизни. Личная судьба героини расширяется до пределов общерусских. Она все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина.
Некрасовская женщина-крестьянка - несломленная испытаниями, выстоявшая. Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, в разгуле.
До Некрасова многие изображали народ. Он же сумел подметить в народе его скрытую силу и во весь голос сказать: "рать подымается неисчислимая". Он верил в пробуждение народа.