Глава 1. Теоретические основы методики развития связной речи
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы методики развития связной речи
1.1. Понятие связной речи………………………………………………………..5
1.2.Лингвистические основы формирования монологической речи дошкольников……………………………………………………………………8
1.3.Функционально – смысловые типы связной речи ………………………..11
Глава 2. Методические основы развития связной речи средствами художественной литературы
2.1. Особенности восприятия детьми литературных произведений ………15
2.2. Методика работы с художественными произведениями ………………...18
2.3. Дидактический материал по формированию навыков связной речи …...27
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы……………………………………………………………...38
Приложения……………………………………………………………………...41
Введение
Актуальность исследования.В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условиях развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников - воспитателей, методистов - возникают затруднения, которые определяются недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета - онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста.
Основной вклад в изучение этой проблемы внесли педагоги - исследователи и практики дошкольного дела О.И. Соловьева, Т.А. Маркова, A. M. Бородич, В.В. Гербова, Алексеева М.М., Яшина Б.И. и др. Параллельно исследования вели и психологи – Л.С. Выготский, В.И. Ядэшко и др. Основной результат их исследований - выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком. Наличие интеллекта, т.е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, предоставления, воображения, мышления, а также речь - это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется. Особое значение в данный период времени приобретает знакомство с родной литературой, с текстами художественных произведений. Это является одним из главных условий овладения ребенком связной речью, условием ее развития и совершенствования.
Основываясь на данном положении, в своей работе, особое внимание уделяем роли художественной литературы в развитии связной речи дошкольников как важному условию его полноценного речевого и общего психического развития. Это положение определило тему работы: «Формирование связной речи детей дошкольного возраста».
Объектом исследования является: процесс формирования связной речи в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: использование произведений художественной литературы [описание сюжетных картин, анализ текстов] в процессе развития связной речи дошкольников.
Цель данной работы - определить значение художественной литературы для развития связной речи дошкольников
Гипотеза исследования: развитие связной речи дошкольников будет более эффективным при использовании педагогом анализа художественных произведений.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:
· Определить значение художественной литературы для развития связной речи дошкольников.
· Выявить особенности развития речи детей с 3-х до 7 лет.
· Изучить условия развития связной речи ребенка дошкольного возраста.
· Апробировать приемы работы с художественными произведениями в процессе развития речи дошкольников.
Исследование проводилось поэтапно, при этом на каждом этапе, в зависимости от его задач, применялись соответствующие методы исследования: теоретические методы: теоретический анализ психолого- педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдения, анкетирование, эксперимент.
Глава 1. Теоретические основы методики развития связной речи
Понятие связной речи
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Связная речь - это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:
1) процесс, деятельность говорящего;
2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
3) название раздела работы по развитию речи.
Как синонимические используются термины «высказывание», «текст».Высказывание - это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Связная речь - это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах-диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью.
Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.
Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного).
Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.
Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается.
Так, в большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а контекстная речь - характер монолога.
Выводы по 1 главе
Итак, на основе вышеизложенного материала, заключим, что:
1. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно ее воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольников. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.
2. Значение художественной литературы велико: она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя представления ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка.
3. Художественная литература расширяет кругозор, вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, литературный и художественный вкус, а также способствует появлению собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, развивает речь.
Выводы по 2 главе
Итак, на основе всего вышеизложенного заключим, что:
В среднем дошкольном возрасте у детей, усиливается внимание к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. Так, при рассматривании кролика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая и мягкая, а добиваются новых выразительных характеристик: тёплая, гладкая, пушистая, шелковистая.
Речь дошкольника развивается посредством общения его со сверстниками, взрослыми, педагогом, причем данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и последовательным, с использованием особых приемов и методов. На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой, связной речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчеств.
Словарная работа в детском саду, это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Воспитательно-образовательное значение каждого занятия в дошкольном возрасте, определяется правильным отбором программного содержания, хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием соответствующего оборудования и изобразительных материалов, четким руководством деятельностью детей. Полноценная учебная или творческая деятельность детей на занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а также от подготовки их к данному конкретному занятию.
В развитии образной речи у дошкольника, безусловно, могут оказать театрализованные занятия с использованием средств художественной литературы и устного народного творчества. Большой любовью пользуется у детей сказка. Как средство воздействия на ребенка, она обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Являясь произведением народного искусства, сказка несет в себе богатый духовный заряд, со словом связан целый мир образов; перенося ребенка в волшебные события, заставляет его переживать вместе с героями, что способствует развитию воображения и чувств.
Заключение
Итак, на основе всего вышеизложенного заключим, что по словам известного литературоведа Ю.М. Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты — при правильном их подборе — могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.
Используя художественные произведения как готовый культурный материал, воспитатель и родители выступают проводниками детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остаются безучастными исполнителями, а, как партнеры, вместе с ними удивляются, восхищаются, огорчаются, предвосхищают возможные коллизии — сопереживают персонажам в происходящих с ними событиях.
Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм — продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой — она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем, чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.
Воспитание интереса к чтению книг не должно ограничиваться каким-либо одним аспектом, как это часто делается: например, творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Такое воспитание должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.
При этом с помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:
1. эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним;
2. развивается способность слушать текст и активно реагировать на его содержание;
3. вырабатывается умение слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает;
4. дети учатся выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений , сказок;
5. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании;
6. у ребенка развивается способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений;
7. дети учатся рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций [типа: Кто это? Где у зайки уши? Что он делает? ]
8. дети дошкольного возраста учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением [картинки, игрушки], а затем и без него.
Так, художественная литература является универсальным развивающее образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую языковую среду
Таким образом, в развитии словаря детей среднего дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями слов, а средством развития словаря детей дошкольного возраста является сказка и дидактическая игра.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития и обучения родному языку дошкольников: Учеб, пособие для студентов высш. и сред.пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.-4 01с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб.заведений. - 2 - е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», - 160 с.
3. Анисимова Т.Б. Подготовка ребенка к школе. Ростов н / Д.: Издательский дом «Проф - Пресс», издательство «Феникс», 2014.-288с.
4. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Пособие для воспитателя детского сода. - М.: Просвещение, 2011.-145с.
5. Виноградова Н.Ф. Формирование связной речи: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1975.-158с.
6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1961-265с.
7. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1984.-175с.
8. Занятия по развитию речи в детском саду: книга для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2013.-271с.
9. Короткова Н.А. Художественная литература в образовательной работе с детьми среднего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание №8 2 011. - C.36-37
10. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. - Ярославль: ТОО «Гринго», 2015.-240с.
11. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2014.-208с.
12. Развитие речи дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина - 3 - е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984.-223с.
13. Развитие речи через устное народное творчество и театрализованную деятельность в детском саду: Методические рекомендации. - Красноярск: РИО КГПУ, 2012.-24с.
14. Река Л. О занятиях по развитию речи. / Дошкольное воспитание 2010. № 10.
15. Репит М.Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары, 2008.
16. Розенкарт - Пупко Л. Формирование речи у детей раннего возраста. Москва, 2013.
17. Сохин Ф.А. Осознание речи дошкольниками и подготовки к обучению грамоте. / Вопросы психологии. 2014, № 2.
18. Смирнова А.А, Леонтьева А.Н., Рубинштейн С.Л. Психология. Москва, 2012.
19. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Москва, 2011.
20. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. - М. Просвещение, 1984.-207с.
21. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников - М.: Издательство Института Психотерапии, 2011.-240с.
22. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: Творческий центр «Сфера», 2014.-56с.
23. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. - М.: ТЦ «Сфера», 2013.-224с.
24. Ушакова О.С., Струнина Е.М., Максаков А.И. и др. Занятия по развитию речи. М.: Совершенство, 2011.-225c.
25. Федоренко Л.П. и др. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва 2009.
26. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Москва, 2009.
27. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 2008.
Интернет-ресурсы
28. Минаева Валентина Максимовна, курс «Развитие эмоций дошкольника» (http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=2 01204712)
29. Образовательный портал: инновации и образование, сборник материалов конференции (http://vtk.interro.ru/book/13/70/3.htm).
30. Образовательный портал: учебное пособие, лекции (http://www.5ka.ru/105/1812/1.html).
31. Образовательный портал: семинары, лекции (http://speech-dev.boom.ru/c_zak.html).
32. Рудяк Олег Александрович, курс «Опыт, проблемы, стратегия становления личности дошкольника в системе дополнительного образования» // (http://post.tomsk.fio.ru/works/group11/vorobjeva/oksana.dok)
33. Тышкевич Игорь Семенович, курс «Развитие речи и творчества среднего дошкольного возраста» // (http://anthropology.ru/ru/texts/tyshkevich/educinnov_48.html
34. http://www.papaimama.ru/books.php?id=284573. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект / [под. ред.О.С. Ушаковой]. М.: Совершенство, 2011. - 368. с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Дидактический материал
Приложение 2
Конспекты занятий
Занятие
А. Фет "Кот поёт, глаза прищуря…"
Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.
"Полно тут тебе валяться,
Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай".
Мальчик встал. А кот глазами
Поводил и все поет;
В окна снег валит клоками,
Буря свищет у ворот.
Занятие
С. Есенин "Береза"
Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.
А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
Занятие
А. Пушкин "У лукоморья дуб зелёный…"
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух. там Русью пахнет! И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил.
Занятие
Добрые слова.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день,
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
«С добрым утром!» - я кричу.
«Добрый день!» - кричу я в след
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой спешивших к чаю.
Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении?
Дети: - «С добрым утром!», «Добрый день!», «Добрый вечер!»
Воспитатель: - Добрых, вежливых слов очень много и вы должны как можно чаще говорить их чтобы быть вежливыми и воспитанными, от этих слов всем становиться радостнее, проходит грустное настроение, надо стараться быть полезным людям.
Давайте вспомним какие еще вежливые слова вы знаете?
Дети: - Здравствуйте, доброе утро, спасибо, пожалуйста…
Воспитатель: - А как вы думаете, к кому надо обращаться вежливо?
Дети: - Ко всем, и к маме, и к папе, к воспитателю…
Воспитатель:
- Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.
Не только дети, но и взрослые хотят, чтобы все их друзья, соседи и даже незнакомые всегда относились к ним вежливо. С вежливым человеком хочется дружить, а с грубияном, невоспитанным человеком, конечно же, нет.
Я сейчас прочитаю вам рассказ, который написала В. Осеева «Волшебное слово». Послушайте, какая история произошла с мальчиком Павликом, который не знал вежливых слов.
Чтение рассказаВ. Осеева «Волшебное слово».
Вопросы:
Как надо обращается с просьбой?
(вежливо…)
Каким Павлик был до встречи со стариком?
(капризным, грубым…)
Как старик помог мальчику?
(подсказал доброе слово, научил не кричать…)
Какое слово подсказал старик?
(пожалуйста)
Каким стал мальчик?
(вежливым, не грубил, добрым…)
как взрослые отвечали на вежливые просьбы Павлика
(не ругали, не прогоняли, улыбались…)
Воспитатель:Да, что бы, что то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Послушайте еще раз историю про Павлика
(повторное чтение)
Итог: - Вот ребята, видите, что быть вежливыми не только приятно, но и полезно. Я очень рада, что вы это поняли и не будете забывать, обращается друг к другу вежливо.
Занятие
Занятие
Тема занятия: Сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка» (средняя группа)
Задачи:
образовательные: закрепить умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, составлять небольшие описательные рассказы о животных, использовать в речи диалоги, инсценировать произведения;
воспитательные: формирование доброты, отзывчивости, умение прийти на помощь тому, кто в ней нуждается [Ласточка – Дюймовочка, Дюймовочка – Полевая Мышь].
Оборудование:
· костюмы героев сказки;
· бутафорский цветок для девочки -Дюймовочки;
· “болото”, украшенное кувшинками, камышами и т.д.
· бутафорский цветок ромашка для девочки -Дюймовочки;
· цветы: ромашки, васильки, колокольчики.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня мы отправляемся в гости к Дюймовочке.
Звучит музыка, появляется Ласточка, с ней все дети.
Воспитатель. Здравствуй, Ласточка! Ты сегодня не одна, с ребятами. Вы все такие необычные [дети в костюмах персонажей сказки]. Из какой вы сказки? [“Дюймовочка”]. А кто написал эту сказку? [датский сказочник – Ганс Христиан Андерсен]. Давайте вспомним начало этой сказки.
Дети рассказывают.
В далекой стране, у синего моря жил был добрый Сказочник. Он понимал язык зверей и птиц. Они рассказывали ему разные истории. Одну такую историю рассказала ему острокрылая Ласточка: “Жила-была одинокая женщина, не было у нее детей, и пошла она к доброй волшебнице…”.
Появляется девочка в костюме доброй феи.
Добрая фея: “Я дала доброй женщине ячменное зернышко. Это зернышко она посадила в цветочный горшочек, а из него вырос чудесный цветок. Вдруг в нем, что-то щелкнуло, он раскрылся и из него вышла чудесная девочка, она назвала ее Дюймовочкой” [из бутафорского цветка выходит девочка-Дюймовочка].
Воспитатель.
Почему девочку назвали Дюймовочкой? [ее рост 2,5 см - дюйм]
Какая она была? [маленькая, крошечная, малюсенькая, небольшая, крохотная и т.д.]
Из-за цветка появляется Жаба.
Жаба. Ква-ква-ква. Какая славная девчонка. Она будет отличной женой моему сыночку. Пойдем в болото.
Дюймовочка. Я не пойду с вами.
Жаба. Я покажу тебя сыночку, вот он обрадуется. [Зовет сына]. Сын, вот тебе невеста.
Жаба-сын. Квакс-квакс, брекекекс. Какая славная, красивая девчонка. Она очень мила.
Жаба. Привяжу тебя покрепче к кувшинке, чтоб ты не убежала. Мы сейчас придем, ты жди.
[Это примерный диалог, который идет в свободной форме по сюжету сказки].
Воспитатель. Автор говорит, что Жаба – безобразная и сынок – безобразный, как по-другому можно сказать о них? [ужасный, безобразный, отвратительный, противный, некрасивый, мерзкий и т. д.]
Нужно спасать Дюймовочку из болота. Кто прилетел ей на помощь? [Мотылек].
Под музыку появляется Мотылек, предлагает Дюймовочке свою помощь, спасает ее, они “улетают” из болота.
Вокруг Дюймовочки синели…
васильки.
Рядом звенели…
колокольчики.
А вот, посмотрите, розовеет…
клевер, кашка.
И вся поляна белеет от…
ромашек.
Дети берут в руки цветы и танцуют “Вальс цветов” П.И. Чайковского. Проводится физкультурная пауза.
Воспитатель. Прошло теплое лето. Наступила холодная осень. Пошла девочка искать приют на зиму. В поле она увидела норку, там жила Полевая Мышь.
[Далее идет диалог полевой мыши и Дюймовочки в свободной форме по сюжету сказки.Полевая Мышь предлагает Дюймовочке остаться у нее зимовать].
Воспитатель. Вам понравилась Полевая Мышь? Какая она? [добрая, ласковая, отзывчивая, приветливая, не жадная и т.д.].
Воспитатель. А тем временем стало совсем холодно. Вот полетели первые снежинки. Птицы улетели в теплые края. А вот Ласточка. Почему она не улетела?
Дети смотрят пантомимический рассказ Ласточки о том, что она не могла улететь в теплые края [используется невербальный метод]. Посмотрев пантомиму, дети рассказывают о переживаниях Ласточки.
Воспитатель. А тем временем в норке Полевой Мыши ждали важного гостя.
Полевая Мышь поет [музыка А. Крылова]:
Жду к себе соседа я,
Крот ученый, важный.
Он жених такой прекрасный,
Он жених такой прекрасный.
Будешь ты ему женой.
Воспитатель. Скоро придет сосед – Крот. Как вы его себе представляете?
Дети дают короткий описательный рассказ.
Крот больше Мыши, у него широкий нос, острые зубы, слепые глаза, шуба у него черная, красивая, блестящая, похожа на бархат, он важный.
Крот приглашает Дюймовочку и Полевую Мышь в гости. Дюймовочка по дороге видит замерзшую Ласточку.
Дюймовочка. Бедная птичка! Замерзла совсем, я тебя согрею, ты будешь снова, как и прежде порхать и чудесные песенки распевать. [Укрывает птичку].
Воспитатель. Ребята! А как бы вы поступили на месте Дюймовочки? [Дети дают свои ответы.Подходят к Ласточке, стараются укрыть ее, согреть, покормить].
Ласточка. Тви-вить, тви-вить, тви-вить! Спасибо Дюймовочка. Спасла ты жизнь мою, тебе добром я отплачу. Спасибо и вам ребята, хорошо иметь друзей, которые не бросят в беде.
Дети поют песню “Дружба крепкая не сломается…” на музыку Ю. Чичкова и “улетают” вместе с Ласточкой.
Занятие 2
Конспект комплексного занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста
Задачи:
закреплять знания детей по развитию речи и обучению грамоте;
совершенствовать умения самостоятельно, выразительно передавать содержание сказки, используя моделирование;
продолжать учить проводить звуковой анализ слов;
упражнять в составлении предложений по схемам;
способствовать пополнению, уточнению и активизации словарного запаса;
воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, самостоятельность.
Занятие: Снегурочка [средняя группа]
Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Снегурочка”, наблюдение на прогулке, беседы о весне, дидактические игры: “Придумай сказку”, “Составь предложение”, “Гласный – согласный”.
Оборудование:
· кукла – Снегурочка,
· геометрические фигуры – модели,
· мини – фланелеграфы,
· конверты с фишками на каждого ребенка,
· схемы предложений, предметные картинки.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям поиграть в пальчиковую игру “Цветочек”:
Утром рано он закрыт [кисти рук в сомкнутом состоянии]
Но к полудню ближе [ладони отходят друг от друга]
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу [пальцы плавно расходятся]
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик [пальцы сомкнуты]
И теперь он будет спать [исходное положение рук]
До утра как птенчик [имитация сна].
Воспитатель: А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это весеннее утро, надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение?
Игра “На что похоже ваше настроение?” [с мячом].
Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу. Тот, у кого мяч, описывает свое настроение.
Воспитатель: Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение.
Вот с таким настроением начинаем наше занятие.
Воспитатель проводит с детьми артикуляционную гимнастику: “Наконец зиме конец – летит весны гонец скворец!” [дети произносят чистоговорку в разном темпе и с разной силой голоса].
Игра “Подбери слово”.
Дети стоят по кругу, воспитатель в центре. Воспитатель называет слова мужского, женского, среднего рода и бросает мяч детям. Тот, кто поймает мяч, должен назвать соответствующие существительные к данному прилагательному. Например, весенний [снег], весенняя [капель], весеннее [солнце] и т.д.
[слышится плач]
Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то плачет. Пойду, посмотрю [приносит куклу – Снегурочку].
Воспитатель: Что стряслось, Снегурочка, почему ты плачешь?
Снегурочка: Я заблудилась….
Воспитатель: Заблудилась? Не расстраивайся, Снегурочка, мы тебе постараемся помочь.
Воспитатель: Смотри, какая красивая корзина [показывает корзину, украшенную подснежниками]. Эта корзина непростая, в ней – слова. Снегурочка, мы хотим тебе подарить корзину с весенними словами.
Игра “Назови слово”.
Воспитатель передает корзину детям по кругу, дети называют любое слово, которое подходит по теме “Весна”. Например, подснежник, капель, скворец, проталина и т.д.
Воспитатель: Полную корзину с весенними словами подарим Снегурочке.
[дети садятся за столы].
Воспитатель: А сейчас поможем Снегурочке вернуться в ее сказку. Может ты из такой сказки?
Пересказ сказки [дети с помощью моделей - геометрических фигур разного цвета, на фланелеграфе выкладывают персонажи сказки, обозначающиеся любой геометрической фигурой].
Воспитатель: В этой сказке Снегурочка растаяла. Ничего страшного! Ведь Снегурочка превратилась в облако, а из облака пойдет дождь и Снегурочка снова вернется домой. Правда, Снегурочка?
Снегурочка: Большое спасибо, ребята! Я вспомнила свою сказку. За вашу доброту, за вашу помощь, я приглашаю вас в весенний лес!
Физкультминутка
Распускаются листочки, [сложенные вместе ладони “раскрыть” в правую и в левую стороны]
Появляются цветочки, [присесть и медленно встать]
Головой кивают, [кивок головой]
Солнышко встречают [поднять руки кверху, показать солнышко]
Воспитатель: Снегурочка, а еще мы умеем составлять предложения по схемам. Смотри, как это делают наши дети. [Воспитатель предлагает две схемы, обращает внимание на количество слов в предложениях и напоминает, что в предложениях обязательно должно быть слово “Снегурочка”].
Воспитатель: Вспомним, какой фишкой мы обозначаем гласный [твердый и мягкий согласные] звук? [ответы детей].
Игра “Не ошибись!”.
Воспитатель называет звук, дети поднимаю