Композиция и система образов в романе «Идиот».
Композ., как мне кажется – зеркально-кольцевая. Зеркальность не полная, фрагментарная. В 3 и 4 частях романа отраж-ся (частью – практически точно, частью – в «перевёрнутом» виде) ряд ключев. моментов, деталей, ситуаций, перемещ. в пространстве, отнош. между героями. В частности, повтор-ся ситуац. разрыва с Аглаей (в 1й части Ганя отказ. от Аглаи ради НФ, а в 4й – М. делает то же); выбора НФ (в 1й части выбирая между Р. и М., НФ отдает предпочт. Р.; в 4й ч. – М.); побег НФ из-под венца (о побеге от Р. с М. узнаём пост фактум, в нач. 2й ч.; побег от М. с Р. – в 4й ч. выносится в текущ. повествование); глаза Р. в толпе М. видит на вокзале в Петерб во 2й ч., и на вокзале в Павловске в 3й ч.; пусть не абсолютно точно, но повторяется ситуац., когда больш. часть персонажей собирается на даче у Лебедева, и оба раза происх. скандал с участием Ипполита Терентьева (2я и 3я ч.). Фактически абсолютно зеркально отраж. путь князя: во 2й ч. - приезд в Петерб., приход к Р., картина Гольбейна, приход к НФ, где НФ он не застаёт, отъезд в Павловск; в 4й ч. всё в обратном порядке, более сжато, без покуш. и припадка, но замена покуш. = убийство НФ – приезд из Павловска, квартира НФ (НФ не застаёт), дом Рогожина, картина Гольбейна. Теперь кольцо. 2 кольца, закольцованность тоже связ. не только с ситуацией, но и с деталями, в большой степени с пространством, отнош-ми героев. 1е кольцо как бы внутреннее, объед. 2-4 части; точкой, куда возвращ-ся действие, станов-ся дом Рогожина; в какой-то мере закольц. ситуация: вместе М. и Р., предчувствие грядущ. «ножа» во 2й ч. и свершивш. убийство в 4й. Объединяющ. моментом станов. и деталь – картина Гольбейна. 2е кольцо – внешнее, как бы вынесено за пределы основн. повествования; точка соединения – до нач. действия и в эпилоге; место – Швейцария, ситуация – слабоумие князя (от выхода из тьмы обратоно во тьму).
Время действия:конец ноября – серед. июля. Со временем много неточностей. Говорится о том, что Епанч. не видели кнзя 6 мес., а по сути проходит 7 мес. Затем получ., что в сумме – чуть больше 5ти мес. (2 дня до отъезда М. в Москву + 1 мес, в теч. которого Епанч. не говорили о М. + 3 дн. и 10 дн., когда запрет на упомин. его бл снят + 7 дней с момента получ. Епанчиной письма от старухи Белоконской + 14 дней до получ. извест. о побеге НФ и исчезнов. М. + 3 мес., которые М. и Р. не виделись). Больш. часть сюжетн. времени проход. между ключ. моментами, это время посвящ. повествованию. Границы времени наглядного действия в начале растянуты (вся 1я ч. = 1 день), к концу – сжимаются, темп движ-я времени ускор-ся к финалу. Основн.место действия: 1ч. – Петерб., 2я и 3я ч. – Павловск, 4я ч. Павловск и Петерб.
Система образов.По Бахтину - 2 главн. группы: 1) Настасья Филипповна, Мышкин и Рогожин; 2) Мышкин, Настасья Филипповна, Аглая. Частично отнош-я внутри групп показ. в анализе композиции. Основных героев всё же 2 – НФ и М. НФ – вершина 1го треуг., т.е. отнош-я М. и Р. завязаны на НФ. М. – вершина 2го треуг. (отнош. НФ и Аглаи завяз. на М.). Отсюда – зеркальное «переворачивание» ключев. ситуац. в нач. и в конце романа. Кроме главн. групп – побочные персонажи. В системе образов у М. 2 двойника-антагониста: Р. и Ганя. Двойничество их ситуативное (см. выше: замещение одного другим в зеркально отраж. ситуациях), антагонизм идейный. Интересна мысль Бахтина о карнавальной сущности как всего романа, так и образов Мышкина и НФ (он счит., что это отчасти связ. с «Д.-Кихотом», где также сильно карнав. начало). По крайней мере, для меня она многое объяснила. Итак, по Бахтину, М. и НФ выпад. из общей логики жизни. М. (в высш. смысле) не заним. никакого полож-я в жизни, он как бы над ней. С точки зрения обычной жизн. логики все повед-е и все пережив-я М. явл-ся неуместными и крайне эксцентричными (братск. любовь к Р., покушавш. на жизнь М., и апогей этой любви в финале; любовь к 2м женщинам). Изъятость из жизн. отнош-й, «неуместность» личности и повед-я, наивная целостность => «идиот». НФ тоже выпад. из обычн. жизн. отнош., противореч. всему, но целостности нет, ее характериз. надрыв => «безумная». Вокруг этих фигур вся жизнь «карнавализуется», выворач. наизнанку. но вокруг М. атмосф. веселая, светлая, а вокруг НФ – инфернальная, тяжёлая. М. – в карнавальн. раю, НФ – в карнав. аду, но ад и рай в романе пересек., переплет-ся, отраж. друг друга. Везде, где появл-ся М., разруш. иерарх. барьеры, люди станов. предрасполож. к диалогу (разговор с камердинером, сцена знакомства с Епанчиными: сначала недоверч. восприят. М., а потом незаметно герои вовлек-ся в эту карнав. атмосф. снятых запретов). Стихия НФ – карнавальн. скандал, отсюда преувелич., избыточн. истеричность, страстность, надрыв скандала, в который, опять же, вовлек-ся все окружающие.