Выбор «агрессивной открытки»
На полу лежат открытки и картинки самого разного содержания. Участники рассматривают их и выбирают ту, которая наиболее соответствует их представлению об агрессии или наиболее ярко отражает агрессивные чувства к какому-то конкретному человеку (можно не из группы). Затем выбирается протагонист, чью открытку будем представлять. Он объясняет, какую ситуацию, по его мнению, символизирует эта открытка. Его просят представить эту ситуацию либо в виде скульптуры, либо в виде видеоролика на 2–3 минуты. На роли действующих персонажей протагонист выбирает участников группы. Протагониста спрашивают, где он сам на этой скульптуре, ролике, картине. Возможно повторение с 4–5 участниками.
Пятая сессия
Упражнение «Выяснение отношений
на тарабарском языке»
Участники объединяются в пары и инсценируют ссору и ругань на тарабарском языке. Касаться друг друга и употреблять известные осмысленные слова нельзя. Тот же вариант, но с двумя переводчиками.
Упражнение «Скульптура»
Представить скульптуру, отражающую различные агрессивные чувства и действия: раздражение, злость, ненависть, гнев, подавление, истязание и др.
Шестая сессия
Психодраматическое представление
игры «Мои глупости»
Ведущий объявляет, что сейчас состоится конкурс глупостей, и просит каждого участника подумать, что бы такое ужасное, порицаемое обществом, нарушающее все правила, ему хотелось сейчас сделать, но он не может в силу социальных запретов. Чья глупость ближе остальным участникам, определяется постадийным социометрическим голосованием. Далее происходит психодраматическое представление ситуации.
Седьмая сессия
Упражнение «Чужая роль»
Участники группы ходят по комнате и, встречаясь друг с другом, называют разные социальные роли, которые им приходилось или придется в будущем играть в жизни, — ученик, сын, покупатель, правонарушитель и др. Затем по команде ведущего участники называют друг другу роли, которые, по мнению участников, менее всего им подходят — «чужие роли».
Упражнение «Парные роли» (Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. — СПб.: Речь, 2003.)
Участники становятся в круг.
Инструкция. Мы с вами говорили о парности ролей. Сейчас давайте поиграем в такую игру: бросая друг другу мяч, будем называть какую-то роль. Тот, кто получает мяч, сначала называет парную ей роль, а затем какую-то свою роль и бросает мяч другому человеку.
После этого упражнения можно провести разыгрывание сценок без слов. Двое участников (добровольцы) выходят из комнаты и задумывают какие-либо парные роли, например: клоун — зритель, продавец — покупатель и т.п. Затем они возвращаются и показывают сценку без слов. Остальные участники должны догадаться, какие роли были задуманы.
Затем сценки разыгрывают другие участники.
Обсуждение:
— Удалось ли отгадать, какие роли были изображены?
— Что помогло (помешало) узнать роли?
Модификация упражнения.Участники делятся на две подгруппы — исполнители ролей и наблюдатели. Исполнителей должно быть четное количество. Они выходят за дверь и определяются с ролями, причем роли должны быть парными. По одному они заходят в комнату и говорят какую-либо ключевую фразу роли. Наблюдатели должны отгадать, что это за роль, и после того как исполнят свои роли все играющие, попытаться соединить пары (продавца с покупателем, врача с больным и т.д.). После соединения каждая пара может проиграть целую сценку.
Упражнение «Роль-атрибут»
Социальные роли могут усиливаться определенными вещами — атрибутами и имиджем. Атрибут — то, что сопутствует роли: предметы, вещи (например, у ученика — портфель, форма). Имидж — это ожидаемый внешний облик и особенности поведения в данной роли (например, учительница — в белой блузке и строгом костюме, серьезная).
Упражнение выполняется по кругу. Один участник называет роль, а следующие за ним трое участников — ее атрибуты, последующий участник опять называет роль и т.д. Проводится несколько кругов, чтобы каждый участник мог назвать хотя бы по одной роли. Например: повар — кастрюля, поварешка, белый фартук; милиционер — форма, дубинка, свисток; пассажир — билет, поклажа; мама — сумка, конфеты.
Игра «Королевство» (методика Д. Хломова)
В этой игре существуют ясные правила и четкая структура.
Ведущий осуществляет следующие шаги.
1. Вступление
Ведущий объясняет, что это очень простая игра, в которую с удовольствием могут играть люди любого возраста и любых способностей. Она не требует никаких специальных навыков или подготовки. В игре участвует вся группа, но каждый участник сможет сам выбрать и сформировать собственную позицию и попробовать сыграть свою роль. Ведущий должен дать предварительную информацию, а не поддерживать дискуссию о том, чего еще не произошло.
2. Структурирование группы
Ведущий предлагает двум добровольцам из группы взять на себя роли Короля или Королевы. Король и Королева выбирают трех или четырех человек из группы и назначают их министрами, генералами, принцессами, принцами, слугами и т.д. Каждый из выбранных, в свою очередь, выбирает одного или двух персонажей и дает им соответствующие роли. Количество участников игры зависит от размера группы: если группа менее 20 человек, то оптимальным количеством выборов для короля будет три (то есть король может назначить трех человек). Соответственно, первые выбранные могут выбрать по два человека, которые, в свою очередь, выбирают по одному человеку. Важно, чтобы все участники игры получили роли. После этого следует расположить «королевство» в пространстве и попросить участников самих по очереди назвать принятые ими роли, для того чтобы все поняли первоначальную структуру своего государства. Каждый участник делает определенный жест или приветствие, соответствующее его роли (например, все кланяются королю, придворные преклоняют колено перед королевой и т.д.)
3. Действие первое
Каждому участнику игры дается шанс изменить что-то в королевстве по своему усмотрению: повысить или понизить кого-то в государственной иерархии, «убить» или «посадить в тюрьму» одного человека. Это выглядит примерно следующим образом: «Я назначаю первого министра слугой», и человек включается в эту роль.
Очень важно прояснять изменения, происшедшие после каждого такого шага. После того как все игроки сделали свои «ходы», каждый участник снова называет свою новую роль, чтобы стало очевидно, как изменилась структура государства.
4. Действие второе
Каждому игроку дается еще один шанс изменить свою роль в королевстве, действуя по тем же правилам. После этого структура государства установлена окончательно.
5. Обсуждение
В последующем обсуждении ведущий обращает внимание участников на то, что некоторые сохранили свою роль, другие понизили или возвысили свою позицию или позицию своих партнеров. Затем тренер предлагает соотнести полученный в игре опыт с ситуациями из реальной жизни и поднимает вопрос о возможностях социальных изменений в мире.
6. Заключение
В данной игре в очень компактной форме вы можете увидеть образец естественной групповой динамики. Фактически в этой простой игре моделируются все особенности организации человеческого сообщества. В разных группах подростков могут быть различные сценарии развития «королевства».
Так, например, при игре с подростками — выходцами из Юго-Восточной Азии — состав государства был представлен в основном слугами. Был, например, слуга короля, который мыл машину, слуга короля, который заводил машину, слуга короля, который стелил постель и т.д. Именно так была организована их социальная действительность.
Возможность сделать видимыми социальные процессы делает бессмысленным манипулирование социальной действительностью и прекращает многие политические и психологические игры. В одном из классов ребята стремились занять только верхнюю ступеньку иерархии — стать королем или королевой. Каждый из них действовал индивидуально и, когда производил свой ход, просто «убивал» короля и занимал его место. Другой делал то же самое, и поэтому никто из королей не смог удержаться дольше одного хода. Соответственно, и структура королевства не была развита — фактически все были кандидатами в короли, а следующим ходом — в «покойники».
При обсуждении результатов этой игры участники сделали два очень важных вывода: во-первых, быть королем в таком королевстве очень опасно и, во-вторых, устойчивость короля — это результат общего согласия. Это были очень серьезные выводы, позволяющие более трезво взглянуть на общественное устройство, на реальную демократию.
Девятая сессия
Игра «Войди в круг»
Девушки берутся за руки. Молодые люди по очереди пытаются войти в круг, уговаривая девушек их впустить. Войти можно только в том случае, если удалось уговорить обеих соседок. Применять силу нельзя. Потом юноши образуют круг. В обсуждении отмечается, кому легче всего удалось войти в круг, почему?
Упражнение «Два мира»
Группа делится на две части — мужскую и женскую. Подгруппы встают друг напротив друга «стеной» и по очереди говорят друг другу:
Мне нравится быть женщиной/мужчиной, потому что...
Мне хочется быть мужчиной/женщиной, потому что...
Мне трудно быть женщиной/мужчиной, потому что ...
Я горжусь, что я мужчина/женщина, потому что...
Я завидую мужчинам/женщинам, потому что...
Мне не нравится в мужчинах/женщинах...
Хорошо быть женщиной/мужчиной, потому что...