Работа с агрессией. Продолжение.

Ничейная территория

Методы психодрамы и сказкотерапии
в групповой работе со «сложными» подростками


Название работы связано с тем, что период ранней юности от 14 до 16 лет является, согласно мнению большинства исследователей, наиболее сложным в развитии ребенка. Некоторые исследователи называют этот возраст «ничейная территория», «между детством и взрослостью». В этом возрасте человек уже не ребенок по физиологическому созреванию, но еще и не взрослый по социально-психологическим критериям. Что же характерно для этого периода?

Подводятся итоги детства. Половое созревание приводит к физиологической революции. Перед молодым человеком возникают вопросы: кто я? Как я выгляжу? Как меня воспринимают другие люди? Каково мое призвание? Какие у меня способности?

По мнению Э. Эриксона, если на предыдущих стадиях кризисы завершились неудачно и выбор сделан неблагоприятный — на этой стадии можно сделать выбор заново, уже сознательно. Можно изменить свою жизнь и сформировать цельную формулу ЭГО-идентичности. При благоприятном выборе на этой стадии — осознание своего Я, при неблагоприятном — диффузное Я. Поэтому основной задачей развития в этом возрасте является поиск самоидентичности. При неблагоприятной социальной и психологической обстановке у подростков на данном и предыдущих этапах развития может формироваться синдром социальной патологии идентичности: нежелание становиться взрослым, смутное неустойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошенности, ожидание такого, что сможет радикально изменить жизнь, страх перед личностным общением и неспособность эмоционального воздействия на лиц противоположного пола, поиск негативной идентичности как стремление стать ничем и как единственный способ самоутверждения.

Для помощи подросткам в решении важнейших задач данного возраста предпочтительной является групповая работа. Это связано с тем, что у многих подростков существует стремление отделиться от родителей, они отрицают авторитет взрослых, объединяются в однополые и смешанные компании, пытаются установить идентичность через принадлежность к определенной группе.

Чтобы блаполучно разрешить основные задачи этого возрастного периода необходима «примерка» различных социальных ролей, взгляд на себя со стороны, безоценочная обратная связь. Среди приемов и методов групповой психотерапии именно в психодраматическом подходе разработаны эффективные средства для работы в этих направлениях.

Еще одним важным приемом взаимодействия с подростками является сказкотерапия. Часто сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире. Обращение к детским сказкам и их психодраматическое представление помогает подростку проститься с детством, взяв оттуда необходимые ресурсы для дальнейшей взрослой жизни. Кроме того, применение сказкотерапии, особенно на начальных этапах групповой работы, по нашему мнению, создает обстановку максимальной безопасности для участников группы.

По своему характеру программа создана для работы в психотерапевтической группе подростков. Психотерапевтические группы нацелены на решение серьезных психологических проблем и ставят целью глубокие изменения в личностной сфере и в поведении участников. К этой категории относятся группы подростков с асоциальным поведением или терапевтические группы детей, переживших травмирующие жизненные события.

Цель: помощь подросткам в социальной адаптации и преодолении возрастного кризиса методами сказкотерапии и психодрамы.

Задачи:

— создание навыков группового взаимодействия, формирование доверия в терапевтической группе;

— помощь подросткам в отреагировании агрессии социально приемлемыми способами;

— формирование адекватной самооценки и принятия себя;

— помощь в социальной адаптации и принятии нравственных ценностей общества;

— работа с проблемой детско-родительских отношений;

— работа по профилактике зависимостей;

— помощь подросткам в определении планов и сценариев будущей жизни;

— создание навыков взаимодействия с противоположным полом.

Некоторым из указанных задач будут посвящены отдельные сессии, другие задачи будут решаться параллельно при работе с другими проблемами.

Длительность работы группы: 8–10 сессий по 2 часа в течение 3–4 месяцев с периодичностью встреч 1 раз в неделю. Таким образом, по длительности работы данная группа является краткосрочной.

Состав группы: 8–10 человек обоего пола в возрасте 14–16 лет.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ


Для некоторых тем приводится несколько вариантов сценариев сессии. Если данная тема остается актуальной, можно посвятить ей еще одну сессию, используя другой сценарий.

ПЕРВАЯ СЕССИЯ

Создание навыков группового
взаимодействия. Формирование доверия
в терапевтической группе

Знакомство

Представление ведущего, рассказ о формах и задачах предстоящей работы, правилах работы группы. Представление участников. Заключение контракта.

Разогрев

Игра «Цифры от 1 до 100» (описание игр и упражнений приводится ниже).

Социометрия — 2–3 разных варианта.

Игра «Минутная встреча». Дублирование партнера после «минутной встречи».

Основная часть

Выбор сказочных героев.

Социометрический выбор героя.

Психодраматическое представление эпизода сказки.

Шеринг.

ВТОРАЯ СЕССИЯ

Формирование доверия в группе.
Отслеживание групповой динамики

Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.

Разогрев

Упражнение «Три автобуса».

Игра «Паровозики».

Основная часть

Упражнение «Оркестр».

Вариант упражнения — смена «дирижера».

Шеринг.

ТРЕТЬЯ СЕССИЯ

Самосознание. Принятие себя

Обмен мнениями по поводу прошлой встречи

Вступление ведущего (проблема принятия себя; я в глазах других; я в собственных глазах; мои недостатки и ресурсы).

Разогрев

Упражнение «Ассоциации» — 2–4 подхода.

Социометрия по личностным качествам — 2–3 варианта.

Упражнение «Угадай человека».

Основная часть

Психодраматическое представление игры «Волшебный магазин» или психодраматическое представление сказки (по выбору ведущего, например сказки «Девочка и зеркальце»).

Игра «Бороться с недостатками? Развивать достоинства?». Психодраматическое представление сказки с разными героями.

Шеринг.

ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ

Работа с агрессией

Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.

Вступление ведущего. Разговор о том, что такое агрессия и формы ее выражения.

Разминка

Работа в парах: «Защита личного пространства».

Игра «Тузилка».

Выбор «агрессивной» открытки.

Основная часть

Выбор протагониста, чья открытка будет представляться.

Психодраматическое представление агрессии.

Повторение с 3–5 участниками.

Шеринг.

ПЯТАЯ СЕССИЯ

Игра «Цифры от 1 до 100»

Участники встают в круг. Ведущий просит участников называть по порядку числа от 1 до 100. Если два человека называют число одновременно, всё начинается сначала. Все коммуникации между участниками, в том числе и невербальные, запрещены.

Игра «Паровозики»

Эта живая, веселая игра может продемонстрировать групповую сплоченность или, наоборот, выявить тех, кого не принимают в компанию, а заодно и порезвиться. По команде ведущего игроки начинают с пыхтением перемещаться, бормоча: «Я веселый паровозик, я веселый паровозик!» — «Поезд!» — командует ведущий. Задача: в течение 10 секунд образовать свой «поезд» или присоединиться к другому. Поездом считается паровоз, имеющий не менее двух вагонов. Паровозик, которому удалось организовать за собой поезд, получает призовое очко. Чтобы быть принятым в поезд, необходимо согласие предыдущего вагона. Но если вас не хотят принимать, вы можете остаться «одиноким паровозом».

Третья сессия

Упражнение «Ассоциации»

Участники группы ходят по комнате. По команде ведущего, встречаясь с партнером, нужно сказать, с каким предметом мебели, животным, растением, сказочным героем, посудой и т.д. (в зависимости от задания) данный человек ассоциируется, и выслушать его ассоциации.

Игра «Тузилка»

Эта игра позволяет «выпустить пар», осовободиться от лишней агрессии, накопившейся за предыдущие сессии. Все участники становятся в круг. Каждый по очереди берет в руки надувной шарик вытянутой формы или надувную «дубинку».

Участник с дубинкой имеет право стукнуть по голове одного человека из группы, который его больше всего раздражает, бесит, кого он ненавидит. Участник с дубинкой имеет право на два удара по попе участника, который в принципе хороший парень, но есть у него раздражающие качества, либо на каком-то занятии он обидел его. Затем участник может подойти к члену группы, перед которым виноват, кого обидел, и молча попросить прощения, соединив с ним ладони. Еще одного человека можно погладить по голове или пожать руку, если этот человек тебе сильно помог, был очень нужен, открыл что-то важное для тебя. В конце обмен впечатлениями.

Упражнение «Скульптура»

Представить скульптуру, отражающую различные агрессивные чувства и действия: раздражение, злость, ненависть, гнев, подавление, истязание и др.

Шестая сессия

Психодраматическое представление
игры «Мои глупости»

Ведущий объявляет, что сейчас состоится конкурс глупостей, и просит каждого участника подумать, что бы такое ужасное, порицаемое обществом, нарушающее все правила, ему хотелось сейчас сделать, но он не может в силу социальных запретов. Чья глупость ближе остальным участникам, определяется постадийным социометрическим голосованием. Далее происходит психодраматическое представление ситуации.

Седьмая сессия

Упражнение «Чужая роль»

Участники группы ходят по комнате и, встречаясь друг с другом, называют разные социальные роли, которые им приходилось или придется в будущем играть в жизни, — ученик, сын, покупатель, правонарушитель и др. Затем по команде ведущего участники называют друг другу роли, которые, по мнению участников, менее всего им подходят — «чужие роли».

Упражнение «Парные роли» (Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. — СПб.: Речь, 2003.)

Участники становятся в круг.

Инструкция. Мы с вами говорили о парности ролей. Сейчас давайте поиграем в такую игру: бросая друг другу мяч, будем называть какую-то роль. Тот, кто получает мяч, сначала называет парную ей роль, а затем какую-то свою роль и бросает мяч другому человеку.

После этого упражнения можно провести разыгрывание сценок без слов. Двое участников (добровольцы) выходят из комнаты и задумывают какие-либо парные роли, например: клоун — зритель, продавец — покупатель и т.п. Затем они возвращаются и показывают сценку без слов. Остальные участники должны догадаться, какие роли были задуманы.

Затем сценки разыгрывают другие участники.

Обсуждение:

— Удалось ли отгадать, какие роли были изображены?

— Что помогло (помешало) узнать роли?

Модификация упражнения.Участники делятся на две подгруппы — исполнители ролей и наблюдатели. Исполнителей должно быть четное количество. Они выходят за дверь и определяются с ролями, причем роли должны быть парными. По одному они заходят в комнату и говорят какую-либо ключевую фразу роли. Наблюдатели должны отгадать, что это за роль, и после того как исполнят свои роли все играющие, попытаться соединить пары (продавца с покупателем, врача с больным и т.д.). После соединения каждая пара может проиграть целую сценку.

Упражнение «Роль-атрибут»

Социальные роли могут усиливаться определенными вещами — атрибутами и имиджем. Атрибут — то, что сопутствует роли: предметы, вещи (например, у ученика — портфель, форма). Имидж — это ожидаемый внешний облик и особенности поведения в данной роли (например, учительница — в белой блузке и строгом костюме, серьезная).

Упражнение выполняется по кругу. Один участник называет роль, а следующие за ним трое участников — ее атрибуты, последующий участник опять называет роль и т.д. Проводится несколько кругов, чтобы каждый участник мог назвать хотя бы по одной роли. Например: повар — кастрюля, поварешка, белый фартук; милиционер — форма, дубинка, свисток; пассажир — билет, поклажа; мама — сумка, конфеты.

Игра «Королевство» (методика Д. Хломова)

В этой игре существуют ясные правила и четкая структура.

Ведущий осуществляет следующие шаги.

1. Вступление

Ведущий объясняет, что это очень простая игра, в которую с удовольствием могут играть люди любого возраста и любых способностей. Она не требует никаких специальных навыков или подготовки. В игре участвует вся группа, но каждый участник сможет сам выбрать и сформировать собственную позицию и попробовать сыграть свою роль. Ведущий должен дать предварительную информацию, а не поддерживать дискуссию о том, чего еще не произошло.

2. Структурирование группы

Ведущий предлагает двум добровольцам из группы взять на себя роли Короля или Королевы. Король и Королева выбирают трех или четырех человек из группы и назначают их министрами, генералами, принцессами, принцами, слугами и т.д. Каждый из выбранных, в свою очередь, выбирает одного или двух персонажей и дает им соответствующие роли. Количество участников игры зависит от размера группы: если группа менее 20 человек, то оптимальным количеством выборов для короля будет три (то есть король может назначить трех человек). Соответственно, первые выбранные могут выбрать по два человека, которые, в свою очередь, выбирают по одному человеку. Важно, чтобы все участники игры получили роли. После этого следует расположить «королевство» в пространстве и попросить участников самих по очереди назвать принятые ими роли, для того чтобы все поняли первоначальную структуру своего государства. Каждый участник делает определенный жест или приветствие, соответствующее его роли (например, все кланяются королю, придворные преклоняют колено перед королевой и т.д.)

3. Действие первое

Каждому участнику игры дается шанс изменить что-то в королевстве по своему усмотрению: повысить или понизить кого-то в государственной иерархии, «убить» или «посадить в тюрьму» одного человека. Это выглядит примерно следующим образом: «Я назначаю первого министра слугой», и человек включается в эту роль.

Очень важно прояснять изменения, происшедшие после каждого такого шага. После того как все игроки сделали свои «ходы», каждый участник снова называет свою новую роль, чтобы стало очевидно, как изменилась структура государства.

4. Действие второе

Каждому игроку дается еще один шанс изменить свою роль в королевстве, действуя по тем же правилам. После этого структура государства установлена окончательно.

5. Обсуждение

В последующем обсуждении ведущий обращает внимание участников на то, что некоторые сохранили свою роль, другие понизили или возвысили свою позицию или позицию своих партнеров. Затем тренер предлагает соотнести полученный в игре опыт с ситуациями из реальной жизни и поднимает вопрос о возможностях социальных изменений в мире.

6. Заключение

В данной игре в очень компактной форме вы можете увидеть образец естественной групповой динамики. Фактически в этой простой игре моделируются все особенности организации человеческого сообщества. В разных группах подростков могут быть различные сценарии развития «королевства».

Так, например, при игре с подростками — выходцами из Юго-Восточной Азии — состав государства был представлен в основном слугами. Был, например, слуга короля, который мыл машину, слуга короля, который заводил машину, слуга короля, который стелил постель и т.д. Именно так была организована их социальная действительность.

Возможность сделать видимыми социальные процессы делает бессмысленным манипулирование социальной действительностью и прекращает многие политические и психологические игры. В одном из классов ребята стремились занять только верхнюю ступеньку иерархии — стать королем или королевой. Каждый из них действовал индивидуально и, когда производил свой ход, просто «убивал» короля и занимал его место. Другой делал то же самое, и поэтому никто из королей не смог удержаться дольше одного хода. Соответственно, и структура королевства не была развита — фактически все были кандидатами в короли, а следующим ходом — в «покойники».

При обсуждении результатов этой игры участники сделали два очень важных вывода: во-первых, быть королем в таком королевстве очень опасно и, во-вторых, устойчивость короля — это результат общего согласия. Это были очень серьезные выводы, позволяющие более трезво взглянуть на общественное устройство, на реальную демократию.

Девятая сессия

Игра «Войди в круг»

Девушки берутся за руки. Молодые люди по очереди пытаются войти в круг, уговаривая девушек их впустить. Войти можно только в том случае, если удалось уговорить обеих соседок. Применять силу нельзя. Потом юноши образуют круг. В обсуждении отмечается, кому легче всего удалось войти в круг, почему?

Упражнение «Два мира»

Группа делится на две части — мужскую и женскую. Подгруппы встают друг напротив друга «стеной» и по очереди говорят друг другу:

Мне нравится быть женщиной/мужчиной, потому что...

Мне хочется быть мужчиной/женщиной, потому что...

Мне трудно быть женщиной/мужчиной, потому что ...

Я горжусь, что я мужчина/женщина, потому что...

Я завидую мужчинам/женщинам, потому что...

Мне не нравится в мужчинах/женщинах...

Хорошо быть женщиной/мужчиной, потому что...

Упражнение «Два в одном»

Это упражнение позволяет подросткам осознать особенности «мужского» и «женского» культурных миров, определиться в рамках собственного мира.

Ведущему надо приготовить разнообразные предметы, которые традиционно связываются в нашей культуре с мужским или женским миром интересов. Детям должны быть предоставлены также бумага, мелки, карандаши, большие куски ткани для изображения тех предметов и тех сфер жизни, которые не обеспечены реальными предметами. Девочкам предлагается создать «женский мир», а мальчикам — «мужской мир». На наш взгляд, комната должна быть разделена на две половины условно, то есть участники могут наблюдать, как создается другой мир. Если мальчикам понадобятся «женские» предметы, их можно предоставить им, и наоборот. Это позволяет подросткам свободно проявлять свою фантазию в представлении о «мужском» и «женском», а стереотипы общества (в виде набора предметов) лишь предлагаются.

Обсуждение:

— Кто как себя чувствует в обустроенном пространстве?

— Кто что-нибудь хочет рассказать о своем мире?

— Как проходит жизнь в вашем мире?

После рассказов о своих мирах, если что-то показалось интересным или необычным, ведущий или участники могут уточнить что-то для себя с помощью вопросов. Затем девочки делятся впечатлениями, что они узнали нового о «мужском мире», а мальчики — «о женском мире». Можно предложить каждой группе лист ватмана и мелки, чтобы они изобразили мир противоположного пола, и снова поделиться впечатлениями.

В продолжение игры можно походить друг к другу в гости или объединить оба мира и создать новый, если у участников будет такое желание.

При проведении этого упражнения большое значение имеет уровень сплоченности группы. Зачастую участники строят не один «мужской (женский) мир», а делятся на подгруппы и создают несколько миров. Девочки часто используют такие «мужские» предметы, как банки из-под пива, бутылки, оружие. Бывает, что мальчики наряжаются женщинами — надевают шляпки, украшения, красят губы и щеголяют на своей или чужой половине.

Десятая сессия

Психодраматическая игра
«Предсказание будущего»

Группа делится на две команды. Участникам группы дается время подумать, пофантазировать, что с ним будет через 5, 10, 15 лет (группа выбирает срок). Каждый участник решает, кем и каким он станет. Затем членам каждой команды предлагается придумать и разыграть небольшую историю с участием всех персонажей, где участники играют самих себя в будущем. Каждая команда показывает свой спектакль. После представления кроме обычного шеринга проводится обсуждение, кто из участников наиболее естественно или, наоборот, странно выглядел в своих ролях из будущего.

М. КОРОЛЕВА,
Н. БЕГУНОВА,
И. МОРЯКОВА,
Н. КАРБА

// Школьный психолог № 13, 2007


Программа разработана в рамках участия
в курсе повышения квалификаци
в МГППУ «Сказкотерапия средствами
психодрамы и ролевой игры»
(руководители:
Виктор Семенов,
Наталья Парамонова)

Ничейная территория

Методы психодрамы и сказкотерапии
в групповой работе со «сложными» подростками


Название работы связано с тем, что период ранней юности от 14 до 16 лет является, согласно мнению большинства исследователей, наиболее сложным в развитии ребенка. Некоторые исследователи называют этот возраст «ничейная территория», «между детством и взрослостью». В этом возрасте человек уже не ребенок по физиологическому созреванию, но еще и не взрослый по социально-психологическим критериям. Что же характерно для этого периода?

Подводятся итоги детства. Половое созревание приводит к физиологической революции. Перед молодым человеком возникают вопросы: кто я? Как я выгляжу? Как меня воспринимают другие люди? Каково мое призвание? Какие у меня способности?

По мнению Э. Эриксона, если на предыдущих стадиях кризисы завершились неудачно и выбор сделан неблагоприятный — на этой стадии можно сделать выбор заново, уже сознательно. Можно изменить свою жизнь и сформировать цельную формулу ЭГО-идентичности. При благоприятном выборе на этой стадии — осознание своего Я, при неблагоприятном — диффузное Я. Поэтому основной задачей развития в этом возрасте является поиск самоидентичности. При неблагоприятной социальной и психологической обстановке у подростков на данном и предыдущих этапах развития может формироваться синдром социальной патологии идентичности: нежелание становиться взрослым, смутное неустойчивое состояние тревоги, чувство изоляции и опустошенности, ожидание такого, что сможет радикально изменить жизнь, страх перед личностным общением и неспособность эмоционального воздействия на лиц противоположного пола, поиск негативной идентичности как стремление стать ничем и как единственный способ самоутверждения.

Для помощи подросткам в решении важнейших задач данного возраста предпочтительной является групповая работа. Это связано с тем, что у многих подростков существует стремление отделиться от родителей, они отрицают авторитет взрослых, объединяются в однополые и смешанные компании, пытаются установить идентичность через принадлежность к определенной группе.

Чтобы блаполучно разрешить основные задачи этого возрастного периода необходима «примерка» различных социальных ролей, взгляд на себя со стороны, безоценочная обратная связь. Среди приемов и методов групповой психотерапии именно в психодраматическом подходе разработаны эффективные средства для работы в этих направлениях.

Еще одним важным приемом взаимодействия с подростками является сказкотерапия. Часто сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире. Обращение к детским сказкам и их психодраматическое представление помогает подростку проститься с детством, взяв оттуда необходимые ресурсы для дальнейшей взрослой жизни. Кроме того, применение сказкотерапии, особенно на начальных этапах групповой работы, по нашему мнению, создает обстановку максимальной безопасности для участников группы.

По своему характеру программа создана для работы в психотерапевтической группе подростков. Психотерапевтические группы нацелены на решение серьезных психологических проблем и ставят целью глубокие изменения в личностной сфере и в поведении участников. К этой категории относятся группы подростков с асоциальным поведением или терапевтические группы детей, переживших травмирующие жизненные события.

Цель: помощь подросткам в социальной адаптации и преодолении возрастного кризиса методами сказкотерапии и психодрамы.

Задачи:

— создание навыков группового взаимодействия, формирование доверия в терапевтической группе;

— помощь подросткам в отреагировании агрессии социально приемлемыми способами;

— формирование адекватной самооценки и принятия себя;

— помощь в социальной адаптации и принятии нравственных ценностей общества;

— работа с проблемой детско-родительских отношений;

— работа по профилактике зависимостей;

— помощь подросткам в определении планов и сценариев будущей жизни;

— создание навыков взаимодействия с противоположным полом.

Некоторым из указанных задач будут посвящены отдельные сессии, другие задачи будут решаться параллельно при работе с другими проблемами.

Длительность работы группы: 8–10 сессий по 2 часа в течение 3–4 месяцев с периодичностью встреч 1 раз в неделю. Таким образом, по длительности работы данная группа является краткосрочной.

Состав группы: 8–10 человек обоего пола в возрасте 14–16 лет.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ГРУППЫ


Для некоторых тем приводится несколько вариантов сценариев сессии. Если данная тема остается актуальной, можно посвятить ей еще одну сессию, используя другой сценарий.

ПЕРВАЯ СЕССИЯ

Создание навыков группового
взаимодействия. Формирование доверия
в терапевтической группе

Знакомство

Представление ведущего, рассказ о формах и задачах предстоящей работы, правилах работы группы. Представление участников. Заключение контракта.

Разогрев

Игра «Цифры от 1 до 100» (описание игр и упражнений приводится ниже).

Социометрия — 2–3 разных варианта.

Игра «Минутная встреча». Дублирование партнера после «минутной встречи».

Основная часть

Выбор сказочных героев.

Социометрический выбор героя.

Психодраматическое представление эпизода сказки.

Шеринг.

ВТОРАЯ СЕССИЯ

Формирование доверия в группе.
Отслеживание групповой динамики

Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.

Разогрев

Упражнение «Три автобуса».

Игра «Паровозики».

Основная часть

Упражнение «Оркестр».

Вариант упражнения — смена «дирижера».

Шеринг.

ТРЕТЬЯ СЕССИЯ

Самосознание. Принятие себя

Обмен мнениями по поводу прошлой встречи

Вступление ведущего (проблема принятия себя; я в глазах других; я в собственных глазах; мои недостатки и ресурсы).

Разогрев

Упражнение «Ассоциации» — 2–4 подхода.

Социометрия по личностным качествам — 2–3 варианта.

Упражнение «Угадай человека».

Основная часть

Психодраматическое представление игры «Волшебный магазин» или психодраматическое представление сказки (по выбору ведущего, например сказки «Девочка и зеркальце»).

Игра «Бороться с недостатками? Развивать достоинства?». Психодраматическое представление сказки с разными героями.

Шеринг.

ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ

Работа с агрессией

Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.

Вступление ведущего. Разговор о том, что такое агрессия и формы ее выражения.

Разминка

Работа в парах: «Защита личного пространства».

Игра «Тузилка».

Выбор «агрессивной» открытки.

Основная часть

Выбор протагониста, чья открытка будет представляться.

Психодраматическое представление агрессии.

Повторение с 3–5 участниками.

Шеринг.

ПЯТАЯ СЕССИЯ

Работа с агрессией. Продолжение.

Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.

Разминка

Упражнения «Выяснение отношений на тарабарском языке», «Скульптура».

Основная часть

Психодраматическое представление ссоры в разных ситуациях: дети в песочнице, первобытные люди, крутые бизнесмены, утонченные интелектуалы-искусствоведы, мафиозные лидеры, учителя, старички со старушками во дворе на лавочке.

Шеринг.

ШЕСТАЯ СЕССИЯ

Социальная адаптация.
Девиантное поведение

Обмен мнениями по поводу прошлой встречи.

Вступление ведущего — о нормах в различных обществах, история вопроса.

Разогрев

Упражнение в движении: при встрече один называет сказочного героя. А другой — какие идеалы общества он нарушал или отстаивал. Потом меняются ролями.

Социометрия «Как часто я нарушаю правила» — дорожного движения, поведения в школе, законы страны, общечеловеческие (религиозные) запреты.

Основная часть

Психодраматическое представление игры «Мои глупости».

Возможен другой вариант — выбор сказки, где главный герой нарушил какие-то важные социальные, семейные, общечеловеческие нормы или запреты и это привело к непредсказуемым последствиям («Русалочка», «Синяя борода», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Можжевельник», «Девочка и хлеб»).

Возможно представление сценариев в двух разных сессиях.

Шеринг.

СЕДЬМАЯ СЕССИЯ

Наши рекомендации