Орфоэпия. Произносительные стили.

Орфоэпия переводится с греческого как «правильное произношение» и употребляется в двух значениях:

· Система единых норм произношения в литературном языке;

· Наука (раздел фонетики), занимающаяся нормами произношения, их обоснованием и установлением.

В русском языке:

· Ударный звук [о] в безударном положении меняется на [а].

· После мягких согласных ударные [о, а, э] меняются на безударный звук [и].

· В конце слов и перед глухими согласными звонкие согласные меняются на глухие

· Глухие согласные перед звонкими меняются на звонкие.

Орфоэпические нормы определяют выбор произносительных вариантов — если фонетическая система в данном случае допускает несколько возможностей, например:

Допускается как сочетание [шн], так и сочетание [ч'н], (було[ч'н]ая и було[шн]ая), но орфоэпическая норма предписывает говорить коне[шн]о, а не коне[ч'н]о.

Орфоэпия включает также нормы ударения: правильно произносить докумéнт, а не докýмент, началá, а не нáчала, звонúт, а не звóнит,алфавúт, а не алфáвит.

В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие.

Произносительные стили — закономерное соединение единиц фонетического уровня, в зависимости от целей и предмета речи, ситуации общения, адресата речи и т. д.

Стилеобразующими являются следующие признаки:

· Особенности произношения звуков и степень отчётливости

· Темп речи

· Количество пауз, их длительность и длина синтагмы

· Наличие/отсутствие экспрессивной окраски

признаки/произносит. стили высокий нейтральный разговорный сценич. речь
Темп речи Замедленный Около 20 слов в мин. Достаточно быстрый Зависит от жанра
Паузы Много длительных пауз Паузы умеренные Мало непродолжительных пауз экспрессивные паузы
Степень отчётливости Большая отчётливость Соответствует нормам Сильная редукция слов Произношение отчётливое
Наличие/отсутствие экспрессивности Высокая торжественность нет Часто Экспрессивно окрашена

21. Стилистическая характеристика словобразовательных средств

Словообразовательными средствами в русском языке являются приставки, суффиксы, интерфиксы, постфиксы. Кол-во узуальных средств словообразования намного меньше существующих. В русской грамматике 80-го г насчитывалось более 80 приставок, но активны из них примерно 18.

В словообразовательной системе рус яз наиболее активно функционируют приставки и суффиксы. Довольно многие из них многозначны( приставка при). Богатство производных слов обеспечивается и обратным явлением- одно и то же значение может передаваться разными аффиксами. (например, наименование лица по роду деятельности- писатель, переводчик, ученик).

Сложность создает амонимия суффиксов и приставок- например суффикс ин, присоединяясь к разным именным словам, дает дереваты, которые никак не связаны по значению — горошина, домина(увел.), осетрина, тишина.

Приставки и суффиксы в рус яз активно употребляются с целью придания стиля. Возникает стилистическая окраска, оценочность( положительная или отрицательная).

В РР, публицистике и ЯХЛ по частотности использования выделяются суффиксы уменьшительности, что придает обычно оттенок ласкательности и положительной оценочности. Но в РР такие суффиксы обычно воспринимаются как своеобразная норма (раздайте листочки).

Со значением увеличения наиболее активно употребляется суффикс ищ( домище) и ин (домина). Такие производные как правило характеризуются отрицательной оценкой .

Для стилистически окрашенных приставок и суффиксов характерно явление синонимии. Она может давать целые словообразовательные парадигмы (девочка, девчонка, девчушка).

В РР суффиксы, которые передают отрицательную оценку в наименованиях лиц, в контексте могут терять эту оценку (почему Ленка не пришла?).

Словообразовательный формант может существенно изменить сферу употребления деревата. Например, слова со старославянскими приставками ис, вос, низ (испить) создают оттенок торжественности и архаичности в производных словах.(воспретить- публ стиль, запретить- нейтр).

На книжную манеру выражения указывают такие суффиксы сущ, как ость, ение, ация,изм (лиризм, стабилизация, восстановление),

В профессиональной речи создаются трехчленные ряды синонимов — промывание, промыв, промывка.

Суффикс к в речи не изменяет семантику слова, но придает ему окраску разговорности( табурет- табуретка).

22. Стилистические возможности способов русского словообразования. Словообразовательная норма и отступления от неё

Словообразование в русском языке — яркий источник речевой экспрессии благодаря разнообразию оценочных аффиксов. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы субъективной оценки существительных. От нейтральных в эмоционально-экспрессивном плане существительных путём аффиксации можно образовать такие, которые имеют яркое оценочное значение: дом — домик, домишко. Такие существительные получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком положительной оценки. Выделяются также:

· увеличительные суффиксы, придающие оттенок отрицательной оценки: дом — домина, домище.

· суффиксы с устойчивой шутливой окраской: бумаженция, старушенция.

· суффиксы со значением пренебрежения: солдатня, пацаньё.

· суффиксы с отрицательным оценочным значением: спаньё, кислятина. У нек-рых экспрессия стирается, сохраняется только разговорный оттенок: бородач, грамотей.

Русское словообразование позволяет нанизывать аффиксы субъективной оценки, например, дочурочка, крохотулечка.

Интересна в стилистическом плане также префиксация существительных (раскрасавица, сверхчеловек), но она уступает суффиксации по богатству экспрессивных оттенков.

Суффиксация для словообразования прилагательных: положительный оттенок — маленький, малюсенький; отрицательный — вертлявый, высоченный.

Экспрессивны приставочные образования, указывающие на степень проявления признака: всевластный, предобрый.

Особая выразительность — слова типа милый-милый, долгий-предолгий.

Местоимения с суффиксами также получают экспрессивную окраску: всяческий, нашенский, никогошеньки.

Среди глаголов продуктивны сниженные глаголы на —ничать: активничать, дипломатничать.

Экспрессивны глаголы, образованные от местоимений: якать, выкать и междометий: ахать, тявкать.

Глаголы на —ить, образованные от существительных: температурить.

Снижение стиля — путём прибавления постфикса —ся: маячиться, обещаться. Приставочный способ: сильная экспрессия, несмотря на то, что образованы путём сочетания нейтральных основ с нейтральными аффиксами: забегаться, прихватить, попридержать.

Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, правила их размещения и соединения в составе нового слова.

В современном русском языке встречаются два основных вида нарушений словообразовательной нормы:

1. Ошибки, связанные с нарушением словообразовательной структуры слов русского языка, использованием отсутствующих в языке форм. Например, нет форм 1 лица единственного числа у глаголов пылесосить (нельзя пылесосю) и победить (нельзя победю) и т.п.

2. Искусственно образованные слова — например, преклонник (вместо поклонник, который преклоняется), учительный (вместо учтивый), отменение (вместо отмена) и т.д.

Соблюдение словообразовательных норм предполагает использование слов, образованных не только в соответствии с продуктивными словообразовательными моделями, но и с учетом словообразовательного потенциала того или иного слова.

Отклонения от словообразовательной нормы в художественных текстах.

Окказиональное словообразование. В поисках выразительных средств художественной речи писатели часто прибегают к словотворчеству. Современные художественные окказионализмы делятся на две группы:

· построенные по законам книжного словообразования (прозрачность, юнь)

· образованные из просторечных аффиксов (с тяжельцой, перегляды).

Одни о. обладают яркой выразительностью (карусельно, распоследние), другие — нейтральны (просып, проживала). В них могут быть скрыты эпитеты, метафоры, сравнения: чистоглазый. Юмористическая установка автора: людовед — людоед, душелюб — душегуб. В контексте иногда даются словообразовательные модели, объясняющие процесс создания окказионализма, что усиливает его экспрессию (собеседник — сомолчальница).

Наши рекомендации