Вопрос 44. «петербургские повести» н.в. гоголя , проблематика, лица, конфликты. «шинель»: тема «маленького человека», образ петербурга.

Реализм Г.-«фантастический реализм». Гротеск-(основа на преувеличении, предполаг.причудлив.сочет.трагич.и комич.)Для гоголя весь мир-гротеск, в нем причудливо сочет.то что не должно сочет. «Пет.повести" — термин условный, сам Г.не давал им такого названия. Пов.«Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году. По постр.они представл.собой серию сюжетно связ.картин, причем кажд.из повестей изображ.какую-либо одну или неск. стор.жизни Петербурга 30-х годов. В3томе объедин.

«Невский проспект» В осн.«Н.пр.», как и всего цикла «Петерб.повести», легли впечатлен.петерб.жизни Г. В. Г. Белинский восторженно отзывался почти о каждой. Пис.обрат.к больш.соврем.городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь. Город поражал его картинами глубоких обществ.противореч.и трагических соц.контрастов. За внешним блеском столицы писатель все .отчетливее различал бесчеловечность города, губящего маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Г уже не стройной, строгой громадой, а кучей (дневн.2)Именно такой Петербург и стал главн.героем пет.повестей Г.

Пов.начин.с восторженного гимна Невскому проспекту: «Нет ничего лучше Невск.проспекта». Но чем дальше, тем отчетлив.звучат сатирические ноты в этом праздничном опис.ложно-призрачного столичного великолепия.

Нев.пр.показан в разные часы дня: утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни. В эти посл.часы он являет собой парадн.витрину империи Николая I. Все на Невском блестит и сверкает. В этот час на проспекте появляются не люди, а маски, это выставка не товаров, а чел.характеров, гигантская метонимия: (дневн 3)-нет людей, осталось только предметное(люди-части своего туалета. Человек как бы развалился на части, без телесного уже не существует) Беспечная праздность — основная черта этой улицы: «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Существует и иная сторона жизни главной улицы столицы. Есть версия:Изображ.Невский проспект в разное время суток, Г. характериз.соц.слои Петербурга. Невск.проспект для писателя — олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя. Присущи Невскому-таинственность(фонари, зажиг.вечером)

Истории, случивш.с Пискаревым и Пироговым, — это два главн.сюжетн.эпизода, две резко выделенные части общей картины Невского проспекта и Петербурга.
У худ.Пискарева(тоже мал.чел) есть идеал: красота. Мечтатель, романтик, потрясен. внешн.девушки, он созд.в своем воображен.идеальный образ. Но красавица оказ.обитательницей «отвратительного притона». В сне Писк.Гоголь вернулся к образу привилегированного Петербурга, сюжет повести на том и строится, что на Невском проспекте «все не то, чем кажется». Пирогов, напротив, был весь от повседневного быта этой улицы, он рядов.участник «выставки» самодовольной пошлости. Оба героя оказ. на Невском проспекте и оба увлеклись, хотя любовь каждый из них понимал по-своему. Но один из них быстро утеш.пирожками в кондитерской, оправдав тем самым свою фамилию, а другой, попытавш.сначала уйти в мир сладостн.сновидений, в итоге кончает самоубийством. БЕЛИНСКИЙ: «Пискарев и Пирогов — какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований!» Один из них в могиле. Другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!.. «Да, господа, скучно на этом свете!..» — делает вывод Белинский. Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью, соединяет несоединимое - поручика Пирогова и художника Пискарева.(дневн4) — не раз восклицает Гоголь в этой повести.
В финале автор вновь возвращ.к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю ненависть к городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и даже к человеку, подчерк.противореч.между его видимостью и сущностью:«...все не то, чем кажется».

«Портрет» рассказо художнике, уступившсоблазнам богатства и славы, сменявшем свой дар на деньги, продавшем дьяволу душу.Мотив дьявольского соблазна: Автор рассказывает, что у благочестивого живописца, создавшего стран.портрет с живыми глазами, вдруг без всякой причины переменился характер: он стал тщеславен и завистлив, это повсеместно: (дневн-1) Очень важно, что «соблазнило» Чарткова тоже произведение живописи — необыч.портрет с живыми глазами.(2) Загадка портрета приводит в повести к размышлено природе искусства: о различии в нем одухотворенного, где природа является «в каком-то свету», и копии, хотя эстетически гениальной, но не одухотворенной.- это не просто поверхностное искусство: это орудие мирового зла. Власть денег(ростовщик-чел.у котор.нет души(обр.дьявола) Портрет то появл., то исчезает-такого рода ис-во, соблазняющее, искушающее будет всегда.(В 1й редакции гибнет т.к.изобраз дьявола) Белинск.утверждал, что идея изобраз.художника,погубленного властью денег, исканием мелкой славы –прекрасна, но не надо фантастики. О фантастике: ростовщик сходит с портрета-фантаст.легко перекачев.в реальность. СОЛОВЬЕВ: Идея-если ты обычный чел-к-тебе простятся ошибки, но если ты гений – обязан быть нравственным.

НАБОКОВ: «Абсурд-любимая муза Гоголя» Абсурд граничит с трагичностью. Считал произведения Гоголя как бы "сновидческими", чья реальность существует по законам сна, то есть не поддается обычной логике.

Наши рекомендации