Материалы по используемым инновационным методам обучения

В процессе преподавания дисциплины применяются следующие образовательные технологии, направленные на повышение качества подготовки специалистов, развитие у магистрантов творческих способностей, умения самостоятельно принимать решения: лекции, лекции-беседы, лекции-визуализации, практические занятия, практические занятия в форме презентации, творческие спецвопросы с использованием мультимедиа.

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ «ДИСЦИПЛИНА ПО ВЫБОРУ. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КРИТИКА О РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

1. Западноевропейская гуманистическая критика о русской литературе.

2. Диккенс и русская литература. Достоевский о Диккенсе.

3. В.Вулф о русской литературе. В.Вулф и эссе «Русская точка зрения».

4. Книга Р.Фокса «Роман и народ» и социалистическая литература.

5. Б.Шоу о русской литературе.

6. Д.Олдридж о Толстом.

7. Г.Уэллс о Толстом.

8. Толстой и Достоевский в восприятии Т.Манна.

9. Т.Манн об А.П.Чехове. Статья «Слово о Чехове».

10. Г.Гессе о Достоевском с христианской точки зрения. Анализ статей «Братья Карамазовы, или Закат Европы», «Размышления об «Идиоте» Достоевского, «О Достоевском».

11. Г.Бёлль о литературе в книге «Франкфуртские лекции». Г.Бёлль о А. Солженицыне. Проблема диалога культур.

12. Тема ответственности и вины немцев перед Россией за трагедию Второй мировой войны в творчестве Э.М.Ремарка. «Русская тема» в романе «Время жить и время умирать».

13. П.Мериме и русская литература.

14. Р.Роллан и русские писатели (русские писатели о Р.Роллане).

15. Л.Арагон и Э.Триоле о социалистическом реализме и русской литературе.

16. Французские экзистенциалисты и русские писатели (Сартр, Камю о русской литературе).

17. Достоевский в итальянской литературе XIX века.

18. Достоевский во французской литературе XX века.

19. Достоевский и Камю.

20. Английские писатели о Достоевском.

Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно - воспитательном процессе

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Уметь рассматривать русский и западноевропейский литературный процесс XIX-XX веков в культурном контексте эпохи.

Понимать национальную специфику западноевропейской критики о русской литературе и уметь устанавливать межлитературные связи (особенно с русской лите­ратурой).

Уметь пользоваться справочной и критической литературой. Приобрести навыки реферирования и конспектирования крити­ческой литературы, предлагаемой преподавателем в ходе подго­товки к практическим занятиям.

Уметь в письменной форме ответить на контрольные вопросы по курсу.

Уметь самостоятельно подготовить к экзамену ряд вопросов, не освещенных в лекционном курсе.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная деятельность студента в усвоении учебного материала имеет важное значение, и поэтому является объектом пристального внимания в вузе. Это вызвано переходом от модели учебного процесса, ориентированного на овладение системой готового знания, к подвижной модели этого процесса. Он включает самостоятельную работу в качестве неотъемлемого компонента, сопряженного с занятиями, проводимыми в аудитории, текущим контролем за знаниями и аттестацией студентов. Помочь студентам самостоятельно мыслить призваны правильно составленные план, тезисы конспекта лекции.

Методические рекомендации по изучению курса состоят в следующем:

Во-первых, студенты знакомятся с темами курса в соответствии с учебно-тематическим планом на лекциях и при прохождении литературных игр и «кейсов». Во время проведения занятий могут использоваться мультимедийные материалы и другие технические средства.

Во-вторых, на основании пройденного лекционного материала и индивидуального изучения литературы по тематическим планам студенты самостоятельно изучают указанные темы, выполняют практические задания и выступают на семинарских занятиях.

В-третьих, в качестве научно-исследовательской работы студенты выполняют рефераты и курсовые работы по рекомендованным темам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Преподавание курса «Дисциплина по выбору. Западноевропейская критика о русской литературе» ставит перед преподавателем следующие задачи:

1. Методологическая: изложить основы и научить студентов при­менению историко-теоретического метода исследования ми­рового литературного процесса, других литературоведческих методов и подходов, применимых к изучению критических трудов западных писателей;

2. Познавательная: дать представление о специфике изучаемых этапов литературного развития Европы в контексте культуры, о высших достижениях зарубежной литературы и критики, имеющих не­преходящее значение, сообщить определенную сумму фактов, существенных для понимания литературного процесса и фор­мирования эстетического и нравственного чувства от знакомства с достижениями западных писателей.

3. Практическая: обучить основам анализа произведений евро­пейских критиков, дать специ­альную подготовку к проведению занятий в школе по изуче­нию критических статей западных писателей о русской литературе.

Глоссарий

Ассоциативность− прием композиционного связывания элементов художественного текста на основе их сходства, смежности или контраста. Предполагает неожиданное соотнесение разнородных явлений. Выявление неочевидных семантических связей.

Авторская маска− структурирующий принцип повествовательной
манеры постмодернизма, главный повествовательный центр постмодернистского дискурса, средство поддержания коммуникации, способов создания эффекта преднамеренного хаоса, фрагментарного дискурса. Автор выступления в роли своеобразного «трикстера», высмеивающего условности классической, массовой литературы, стереотипы мышления.

Архетип− символическая формула, первообраз, праформа. Основной элемент коллективного бессознательного (К. Юнг), несущий в себе глубинный человеческий опыт, который реализуется и постигается в художественном творчестве посредством «архетипических образов», архетипов, имеющих общечеловеческое, трансисторическое, вневременное содержание. Архетип, видоизменяясь, проявляет себя на новых исторических этапах, являясь бессознательным средством передачи ценного и важного человеческого опыта из поколения в поколение. Идеальным проявлением коллективного бессознательного являются мифы, образы которых превратились в архетипы и стали основой для художественного творчества.

Аллюзия− прием преднамеренного использования в тексте определенных слов, словосочетаний, поэтических фраз, косвенно соотносящихся с известными фактами культуры, особенный способ передачи дополнительной информации. При декодировании аллюзий подразумевается определенная степень знания связей между описываемыми предметами, так как аллюзии вводятся в текст без дополнительных ссылок и объяснений. Традиционными источниками аллюзий служат мифологические, библейские, литературные, исторические факты. Они могут быть построены по принципу сходства, полярности, несоизмеримости сравниваемых объектов, быть доминантными, локальными или окказиональными, служить средством создания аллюзивной иронии.

Герменевтика− теория интерпретации текста, наука о понимании смысла. Универсальный метод в области гуманитарных наук. Как метод исследования исторических фактов на их основе филологических данных, герменевтика считалась универсальным принципом интерпретации литературных памятников. Функции интерпретации состоят в том, чтобы постичь произведение искусства согласно его эстетической функции. Инструментом интерпретации считается сознание воспринимающей произведение личности, т.е. произведение воспринимается как производная от его восприятия. Цель интерпретации всегда определяется системой ценностей интерпретатора, его этическим выбором. Для герменевтики важен не только феномен понимания, но и проблема правильного изложения понятого.

Деперсонализация− утрата цельности, растворения характера, общее определение тех явлений кризиса личностного начала, которое в структуризме и постструктурализме получили название «смерть субъекта», «кризис индивидуальности».

Деконструкция − демонтаж старой структуры, смысл которой заключен в выявлении внутренней противоречивости текста, обнаружении скрытых «остаточных смыслов» прежних дискурсов, закрепленный в языке в виде мыслительных стереотипов и бессознательно трансформируемые современными языковыми клише.

Деконструктивизм (синоним постструктурализма) − одно из направлений современной литературной критики, принцип анализа текста, который заключается в «блокировании» процессов понимания. На первый план в деконструктивизме выходит не столько специфика понимания текстов, сколько природа человеческого непонимания, запечатленная в художественном произведении. Сверхзадача деконструктивисткого анализа состоит в демонстрации принципиальной неизбежности ошибки любого понимания.

Идентификация− самоотождествление читателя с литературными персонажами, его переживание вымышленного мира художественного произведения как конкретно-жизненного, реального.

Имманентный− пребывающий внутри, присущий природе самого объекта, внутренне свойственный ему.

Имплицитный автор− повествовательная инстанция, не воплощенная в художественном тексте в виде персонажа-рассказчика и воссоздаваемая читателем в процессе чтения как подразумеваемый. Имплицитный автор − это лишь структурный принцип, организующий все средства повествования, включая повествователя.

Интертекстуальность− литературный прием и термин, используемый для анализа художественных произведений постмодернизма, диалог между текстами разных культур, способ включения в традицию, ее осмысления, и создание на этой почве оригинального произведения. Формы литературной интертекстуальности могут быть различными (переработка тем и сюжетов, использование аллюзий, реминисценций, явная и скрытая цитация, парафраза, пародия, стилизация и т.д.). Для создания нового текста используются отрывки культурных кодов, формул, ритмических фигур, фрагменты социальных идиом и т.д.

Интроверсия− обращенность сознания и интересов человека на самого себя, психологическая погруженность в свой внутренний мир, поглощенность собственными переживаниями и проблемами, одна из базовых черт личности, которая обычно сопровождается ослаблением интереса к окружающим.

Модус− способ существования, вид или характер бытия или события, мера. Философский термин, обозначающий свойства предмета, присущие ему лишь в некоторых сочетаниях, в отличие от атрибута, неотъемлемого свойства предмета. В формальной логике термин, обозначающий силлогизм (умозаключение), определяемый качеством, формой и взаимозависимостью посылок и заключений.

Маргинальный− находящийся вне основных тенденций своего времени по социально-политическим, экономическим, морально-этическим, религиозным, ил духовным мотивам, «периферийный» по отношению к доминирующим тенденциям своего времени, или бросающий вызов миру обыденности с его эстетическими стандартами, этическими нормами, мыслительными стереотипами, аутсайдер по отношению к существующей «эпистеме».

Мифологема− трансформированный в мифе и ритуале архетип. На базе архетипических связей образуются мифологемы внутреннего и внешнего пространства, модели бинарных оппозиций, культура стихий, определенные фигуры и ситуации. Мифологемы принадлежат к «вторичным» языкам культуры, выполняют функции знаков-символов, заместителей целостных сюжетов и ситуаций. Мифологемы принадлежат к вторичным языкам культуры. Заимствованный у мифа мотив, тема или часть мотива и воспроизведение его в более поздних фольклорных и литературных произведениях. Мифологемы − основная составляющая часть мифопоэтического мышления, которая реализуется в системе мышления символов и других поэтических категориях. Наиболее часто в литературе используются мифологемы - «мирового дерева», жизни и смерти, судьбы, тени, природных стихий, суточных циклов, дома, леса, пути и т.д.

Мотифема− проявление одного и того же мотива. Модифицируясь, мотив, тем не менее, сохраняет свои основные признаки, но при этом может иметь различные оценочные, смысловые и стилистические оттенки, а также временную-пространственную повторяемость.

Нарратор− повествователь, рассказчик, одна из основных категорий нарратологии.

Пастиш − иронический модус, термин постмодернизма. Редуцированная форма пародии, без скрытного мотива пародии, отчасти самопародии.

Парабола− принцип художественной образности, иносказательный образ, тяготеющий к символу, многозначительному иносказанию. Близка притче и аллегории, но в отличие от их однозначности и однонаправленности отличается многоплановой незавершенностью. Парабола сохраняет соответствие предметному, ситуативному плану.

Парадигма− исходная, концептуальная схема, модель постановки проблемы и ее решение.

Пространственная форма− тип эстетического видения о литературе и искусстве XX века, при котором смысловое единство изображаемых событий раскрывается не в порядке временной, причинной последовательности, а синхронно, по внутренней рефлективной логике целого, в «пространстве» сознания. Таким образом, центр тяжести переносится на внутренние соотношения языковых и смысловых структур, подчиненных фрагментарно-ассоциативному принципу изображению и восприятию образа.

Постмодернизм− термин для характеристики современной литературной и культурной ситуации, сложный комплекс мировоззренческих установок и культурных реакций, ориентируется на концепцию как хаос, лишенного логики и причинно-следственных связей. В литературе эта концепция спроецирована на стилистику. Постмодернисты используют прием «игры», многоуровневой организации текста, всевозможные временные сдвиги, используют пласты культуры предшествующих времен в качестве опорного материала для своих произведений, что приводит к внешней хаотичности, тотальной цитации, интертекстуальности.

Структурализм− структурно-семиотический комплекс представлений рассматривающий все явления, доступные чувственному, эмпирическому восприятию как «эпифеномены», т.е. как внешние проявления внутренних, глубинных структур. Задача структурного анализа вскрыть эти структуры, вскрыть внутренние закономерности его построения, отражающие его абстрактно-родовые признаки и свойства, присущие всем литературным текстам, вне зависимости от их конкретного содержания, определить принципы структурирования. Структурализм создает строгий, формализованный понятийный аппарат, основанный на лингвистической терминологии и математических формулах, таблицах смыслопорождения любого повествования, модели сюжетосложения.

Феноменология− одно из философских течений XX века, основателем которого считается Э. Гуссерль, учение об опыте сознания и о предметах опыта. Гуссерль ставил в центр своей проблематики «Я» как целостность сознания, как систему некоторых отношений к миру, преодолевая разорванность субъекта и объекта за счет введения интенциональности как определяющего сознание потока направленности внимания на мир. Мир может быть дан человеку только через феномен сознания, которое выступает первооснованием, средой смыслосозидания. Феноменология ищет не причины бытия, первично существующие, а факторы образования значений, смыслов бытия для создания. Гуссерль выдвинул идею беспредпосылочного описания действительности, вне всяких априорных суждений, исходящего только из опыта собственного сознания.

Эксплицитный автор− «фигура в тексте» - рассказчик, принадлежащий миру художественного вымысла и ведущий повествование от своего лица, т.е. фиктивный автор всего ли произведения, или отдельной части его, выступающий в качестве персонажа этого романного мира.

Эпистема− комплекс эпистемологических (познавательных) представлений, характерных для определенного периода.

Центон− литературный текст, полностью составленный из строк разных литературных произведений. Художественный эффект центона в контрасте прежних контекстов каждого фрагмента при логической упорядоченности нового целого.

Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

Наши рекомендации