Значение повторяемости событий, образов, фактов в романе М. Булкакова «Мастер и Маргарита».
Значение повторяемости событий, образов, фактов в романе М. Булкакова «Мастер и Маргарита».
Формируя развёрнутое высказывание на предложенную тему, подчеркните, что роману «Мастер и Маргарита» свойственна сложная система соответствий, отражений, сюжетных вариация, получившая в литературоводении определение «зеркальности». Укажите на такие композиционные принципы булгаковского произведения, как троичность (три сюжетных потока, связанных с московским, ершалаимским и потусторонним мирами), симметрия (в первой части романа – завязка, тайны, казнь, вопросы, обиды, разлуки, поиски Мессии, во второй – развязка, версии, воскресение, ответы, расплаты, воссоединения, обретение Спасителя), а также вставной элемент (роман мастера внутри булгаковского романа).
Поразмышляйте на тем, что так называемые «скрепы» «Мастера и Маргариты» - повторы, завершающие одну главу и начинающие следующую, определяют объективность повествования. Вспомните, как соединяются 1-я и 2-я главы общим предложением: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалеристской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…», как в 19-ой главе Азазелло приводит недоверчивой Маргарите отрывок из романа мастера: «Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…», который перекликается с началом 16-ой главы «Казнь», а в 25-ой – 27-ой главах возлюбленная мастера читает его воскресшие рукописи. Ритмизуют текст фразы автора и персонажей, повторяемые на протяжении повествования, например: «О боги, боги!».
Прокомментируйте совпадения на сюжетном уровне, подчёркивающие глубину философских и нравственных вопросов, поднимаемых писателем. Расскажите о параллелях между Москвой 1930-х гг. и Ершалаимом, балом у сатаны и праздником в ресторане дома литераторов, казнью Иешуа и исчезновением шайки Воланда из Москвы. Подчеркните, что календарь произведения контаминирует арест Иешуа и встречу загадочного иностранца с Берлиозом и Бездомным на Патриарших прудах.
Рассмотрите систему образов булгаковского романа, основанную на внутренних соответствиях. Раскройте символический смысл образов тьмы, грозы, лунного света, зноя, расколотого солнца, которые пронизывают повествование, получая новые смыслы в разных сценах романа. Покажите, в какие дуэты, триады и тетрады объединяются персонажи «закатного романа» М.А.Булгакова. Так, «двойниками» становятся мастер и Иешуа, Берлиоз и Каифа. В тетрады вписаны «предатели, доносчики»: Алоизий Могарыч, Тимофей Квасцов, Майгель, Иуда; «помощники»: Афраний, Коровьев, врач Фёдор Васильев, Веренуха, «ученики»: Левий Матвей, Иван Бездомный, Александр Рюхин, Никанор Босой и др. Среди участников триад выделяются женщины – Низа, Гелла и Наташа, животные – Банга, кот Бегемот и пёс Тузбубен и т.д. Лишь Маргарита оказывается единственным персонажем все соответствий.
Подводя итоги, укажите, что сюжетные и образные переклички между событиями двухтысячелетней давности и ХХ века позволяют раскрыть важнейшие смыслы булгаковского произведения.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ
Значение повторяемости событий, образов, фактов в романе М. Булкакова «Мастер и Маргарита».
Формируя развёрнутое высказывание на предложенную тему, подчеркните, что роману «Мастер и Маргарита» свойственна сложная система соответствий, отражений, сюжетных вариация, получившая в литературоводении определение «зеркальности». Укажите на такие композиционные принципы булгаковского произведения, как троичность (три сюжетных потока, связанных с московским, ершалаимским и потусторонним мирами), симметрия (в первой части романа – завязка, тайны, казнь, вопросы, обиды, разлуки, поиски Мессии, во второй – развязка, версии, воскресение, ответы, расплаты, воссоединения, обретение Спасителя), а также вставной элемент (роман мастера внутри булгаковского романа).
Поразмышляйте на тем, что так называемые «скрепы» «Мастера и Маргариты» - повторы, завершающие одну главу и начинающие следующую, определяют объективность повествования. Вспомните, как соединяются 1-я и 2-я главы общим предложением: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалеристской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана…», как в 19-ой главе Азазелло приводит недоверчивой Маргарите отрывок из романа мастера: «Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город…», который перекликается с началом 16-ой главы «Казнь», а в 25-ой – 27-ой главах возлюбленная мастера читает его воскресшие рукописи. Ритмизуют текст фразы автора и персонажей, повторяемые на протяжении повествования, например: «О боги, боги!».
Прокомментируйте совпадения на сюжетном уровне, подчёркивающие глубину философских и нравственных вопросов, поднимаемых писателем. Расскажите о параллелях между Москвой 1930-х гг. и Ершалаимом, балом у сатаны и праздником в ресторане дома литераторов, казнью Иешуа и исчезновением шайки Воланда из Москвы. Подчеркните, что календарь произведения контаминирует арест Иешуа и встречу загадочного иностранца с Берлиозом и Бездомным на Патриарших прудах.
Рассмотрите систему образов булгаковского романа, основанную на внутренних соответствиях. Раскройте символический смысл образов тьмы, грозы, лунного света, зноя, расколотого солнца, которые пронизывают повествование, получая новые смыслы в разных сценах романа. Покажите, в какие дуэты, триады и тетрады объединяются персонажи «закатного романа» М.А.Булгакова. Так, «двойниками» становятся мастер и Иешуа, Берлиоз и Каифа. В тетрады вписаны «предатели, доносчики»: Алоизий Могарыч, Тимофей Квасцов, Майгель, Иуда; «помощники»: Афраний, Коровьев, врач Фёдор Васильев, Веренуха, «ученики»: Левий Матвей, Иван Бездомный, Александр Рюхин, Никанор Босой и др. Среди участников триад выделяются женщины – Низа, Гелла и Наташа, животные – Банга, кот Бегемот и пёс Тузбубен и т.д. Лишь Маргарита оказывается единственным персонажем все соответствий.
Подводя итоги, укажите, что сюжетные и образные переклички между событиями двухтысячелетней давности и ХХ века позволяют раскрыть важнейшие смыслы булгаковского произведения.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ