Ф.А. Искандер. Любимые рассказы («Тринадцатый подвиг Геракла»).

Рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» был напечатан в 1964 году. Автор не случайно именно к детям обращается с вопросами чести и бесчестия, достоинства и трусости, предательства и коварства. Столь важные вопросы человек должен решить для себя еще в детстве. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» читается весело, но речь в нем идет о серьезных вещах.

С начала рассказа прослеживается связь с Древней Грецией. Название рассказа напоминает о мифах. Мы знаем о двенадцати подвигах Геракла, и нам интересно узнать, о каком еще подвиге может пойти речь. А подвиг оказывается вовсе и не подвигом. «Геракл совершил свои подвиги как храбрец. А этот молодой человек совершил свои подвиги из трусости», – говорит учитель. Харлампий Диогенович – учитель математики. Отчество напоминает о философе Диогене. Педагог во время пауз рассказывал «что-нибудь поучительное и древнегреческое», упоминаются басни Эзопа.

По воспоминаниям главного героя, Харлампий Диогенович «властно и спокойно держал класс», не было слышно криков, он не грозил вызвать родителей. Главным оружием был смех.

В эпизоде «На контрольной работе» ученик Авдеенко, чтобы списать, сидит в неестественной позе, вытянув шею. Он выглядит смешно и нелепо. Харлампий Диогенович тут же находит для него сравнение: «Авдеенко думает, что он лебедь». Учитель хочет, чтобы в ученике проснулось чувство собственного достоинства, ведь уважающий себя человек не захочет поставить себя в смешное положение из-за лени, невнимательности или, того хуже, нечестности. Смешным не хотелось выглядеть никому, поэтому ученики старались выполнять все задания.

Герой тоже поставил себя в смешное положение на уроке, хотя делал все возможное, чтобы этот урок не состоялся. Не выучив урока, он чувствует себя в руках учителя. Весь класс уже приготовился к спектаклю и хочет только, чтобы он продолжался подольше.

Главная идея рассказа состоит в том, что наш герой понял, как смех помогает бороться с ложью и фальшей. Он «стал серьезнее относиться к домашним зада­ниям». Ученик не обижается на своего учителя, он благодарен ему за то, что тот смехом «закалял наши лукавые детские души». Важно понять, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». Возможно, обзаведись в свое время римские императоры шутами, не погиб бы Древний Рим.

Рассказ как жанр литературы.

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма. Малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Или по «Литературному энциклопедическому словарю» Кожевникова и Николаева: «Малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение».

Особенности рассказа:

Ø Небольшой объём

Ø Ограниченное число действующих лиц

Ø Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.

Ø В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.

Ø Второстепенные и эпизодические герои, так или иначе, раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.

Ø По количеству страниц рассказ может быть и объёмным, но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией.

Ø Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.

Ø В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.

Ø Рассказы имеют меткое, запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос.

Ø Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, поэтому, конечно, они отражают особенности литературы той или иной поры. Известно, что до XIX века рассказы были близки к новеллам, в XIX веке появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в более раннюю эпоху.

БИЛЕТ №22

1.А.П. Чехов «Вишнёвый сад». Идейное содержание. Образы пьесы.

Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Раневской. Социальный конфликт пьесы – это конфликт уходящего дворянства с пришедшей ему на смену буржуазией. Другая сюжетная линия – социально-романтическая. Мечта Ани и Пети Трофимова разбивается о практицизм Лопахина, по воле которого вырубается вишневый сад.

Дворянство, привыкшее праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых условиях. Любовь Андреевна давно уже «спустила» все свое состояние, ее имение заложено и перезаложено, но она, в силу привычки, не может изменить свой расточительный образ жизни. Раневская не понимает, что наступившее время требует от нее постоянных усилий, необходимых для материального выживания. Ее брат Гаев – это смесь тупого самомнения о своей значительности и полнейшей ничтожности во всем. В таком-то возрасте старый лакей Фирс одевает ему штаны. Гаев заявляет, что все свое состояние он «проел на леденцах». Гаев завершает галерею «лишних людей» в русской классической литературе.

Беспечности и непрактичности старых хозяев вишневого сада противопоставлены энергия и хозяйственная целеустремленность Лопахина. Он прямой потомок тех, «чьи лица глядят с каждого вишневого дерева в саду». Лопахин – потомок крепостных, которые работали на Раневских. Он ликует, купив имение. Чехов ясно видел хищническую природу капитала. Приобретательство калечит человека, становясь его второй натурой. Тонкая, нежная душа Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что «коммерсант» в нем всегда будет брать верх. Эмоции и нажива – это абсолютно несовместимые понятия. Лопахина потрясают слезы Раневской, он умен и понимает, что не все можно купить и продать, но практицизм «мужика» побеждает в нем. Но какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишневый сад и отдав землю под дачи?

Чехов четко показал полную деградацию и моральное оскудение дворянства, разложение его как класса. Распад дворянской культуры завершает их экономическое разложение. Но, по мнению Чехова, капитализм тоже временное явление, потому что несет с собой разрушение. Петя советует Лопахину «не размахивать руками». В эти слова Чехов вкладывает большое сомнение в целесообразности действий Лопахина.

Герои по-разному видят свое будущее. Раневская считает, что ее жизнь кончена, Трофимов и Аня даже где-то рады продаже сада, потому что это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад. Вишневый сад – это символ прожитого, и с ним уходят Фирс и Раневская. Старого лакея Фирса забывают, он остается в пустом, заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от старости, а от голода и жажды. Фирс покорно примет смерть, понимая, что свое уже прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь. Чехов показал Россию на перепутье, в которой еще не изжито до конца прошлое, где еще не наступило окончательно настоящее, но уже проглядывает будущее.

Петя Трофимов, этот пассивный мечтатель и идеалист, представляется Чехову человеком, который уничтожит власть и сможет изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве, справедливости, по моему мнению, всего лишь мечты. У Раневских его зовут «облезлым барином» не только из-за внешности, но и из-за того, что он остается юношей в своих мечтах.

Аня верит Трофимову и согласна уехать с ним в Москву. Скорее всего, она поступит на курсы или станет революционеркой.

Пьеса кончается возгласом: «Здравствуй, новая жизнь». Чехов не показал, какой она будет, да он и не мог показать, потому что это был 1904 год. Трофимов и Аня полны надежд, испытывая прилив сил и неудержимое желание трудится на благо людей. Петя, по мнению Чехова, должен сменить Лопахина, потому что именно в его уста автор вкладывает ценную мысль о том, что «вся Россия – наш сад».

Чехов был глубоко убежден, что человеку, чтобы быть свободным, нужен весь земной шар. Пьеса «Вишневый сад» – это прошлое, настоящее и будущее России. Дали высокую оценку Чехову многие писатели. Этой пьесой Чехов завершил идейное развенчание дворянства, начатое романом Тургенева «Отцы и дети».

За сорок лет, прошедших после отмены крепостного права, дворянство в значительной степени утратило свои экономические позиции, оно постепенно сходило с арены господствующего класса.

В «Вишневом саде» Чехов впервые дал развернутый бой дворянству как классу. Паразитизм дворянства, пустозвонство, привычка к незаслуженной роскоши – все глубоко омерзительно писателю.

Сменяющий их новый владелец вишневого сада тоже не является положительным героем. Он более жизнеспособен, обладает крепкой хваткой, но в погоне за прибылью буржуазия, несомненно, уничтожит духовные ценности.

2. Авторская песня (на примере произведения Б. Окуджава «Нам нужна одна победа»).

Авторская песня, или бардовская музыка – песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.

Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского.

Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М. Анчарова). Чаще всего авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки – отсюда и название.

Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева.

Позднее, в 1960-х и 70-х, классиками жанра стали В. Высоцкий, А. Галич, В. Туриянский, в 80-х и 90-х к ним добавились М. Щербаков и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»).

Ряд песен А. Галича и Ю. Кима были прямо посвящены советским диссидентам.

Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны. При этом, в отличие от героического пафоса песен «официальной культуры», в авторской песне на первое место выходил «человеческий аспект» войны, причинённые ей страдания, её античеловечность («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «Так случилось, мужчины ушли» В. Высоцкого и многие другие песни).

«Нам нужна одна победа» («Десятый наш десантный батальон») – песня Булата Окуджавы, написанная для художественного фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» (1970). В картине её поёт сестра милосердия Рая (Нина Ургант). В финале фильма музыкальная тема повторяется в оркестровой аранжировке без слов.

Драма как жанр литературы.

Драма как жанр литературы – это один из основных жанров (видов) драмы как рода литературы наряду с трагедией и комедией. Как и комедия, драма воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, однако главная ее цель не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом.

При этом, как и трагедия, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем эти противоречия не столь напряжены и допускают возможность благополучного разрешения.

Понятие драма как жанр сложилось во второй половине XVIII в. у просветителей. Драма XIX-XX вв. является преимущественно психологической. Отдельные разновидности драмы смыкаются со смежными жанрами, используя их средства выразительности, например приемы трагикомедии, фарса, театра масок.

Как литературный жанр драма имеет устойчивые поджанры:

Ø Мелодрама

Ø Психологическая драма

Ø Мещанская драма (в XVIII веке)

Ø Драма абсурда

Ø Символистская драма

Ø Экзистенциальная драма

БИЛЕТ №23

1.А.П. Чехов – обличитель мещанства и пошлости (на примере произведения «Ионыч»).

«Пошлость пошлого человека» - это то, против чего всю жизнь боролся Чехов. Протест против обыденщины, мещанства – главное в его произведениях.

Пошлость и мещанство жизни людей - вот чем наполнены рассказы Чехова «Крыжовник», «Ионыч», «Душечка», «Человек в футляре», «Палат № 6» и многих других.

В словаре пошлостью называется все низкое в нравственном отношении, а мещанами – люди с мелкими, сугубо личными интересами.

Такое понимание пошлости и мещанства мы видим, прежде всего, рассказе «Ионыч», в котором знакомимся с Дмитрием Старцевым, врачом, назначенным в уездную земскую больницу. В начале рассказа это хороший врач, прекрасно выполняющий свои обязанности: год он проводит в «трудах и одиночестве». Молодой, целеустремленный, с высокими идеалами - таким рисуется главный герой. Он терпеть не может «картежников, алкоголиков, крикунов» - обывателей города, которые долгое время раздражали Старцева «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». Доктор не вписывается в эту общую массу. Он другой.

Сначала - семья Туркиных. Это ограниченные, зацикленные на чем-то одном люди: госпожа Туркина пишет никому не нужные романы, Котик играет на фортепиано, хотя не умеет этого, Пава изображает одну пьеску.

В этой атмосфере формируется «новый» доктор Старцев. Если постепенно он жиреет только физически, то потом происходит и его моральное «ожирение». И вот он уже не ходит пешком, не поет песенки, не умеет любить, не имеет высоких устремлений. Он живет в своем ограниченном маленьком мирке, где важны лишь бумажки (деньги) да, позже, смотр домов и их покупка. Это уже не прежний молодой человек, бегущий на свидание ночью на кладбище. Он обленился не только физически, но и духовно настолько, что стал таким же обывателем и мещанином, как и все жители в городе С.

Но самое страшное – то, что Старцев сам знает: он «стареет, полнеет, опускается», но ни желания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Герой деградировал. Он стал пошлым человеком в пошлом мещанском обществе, которое с такою правдивостью и реалистичностью изображает Чехов и которое так смело обличает.


Наши рекомендации