Л.Н. Толстой. Тема семьи в романе «Война и мир».

Семья для Толстого – это почва для формирования человеческой души, и в то же время в «Войне и мире» введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев. Именно поэтому в системе всех основных образов романа Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага, – это Болконские, Ростовы и Курагины.

В то же время Болконские и Ростовы – это не просто семьи, это целый жизненный уклад, основанный на русских национальных традициях. Наверное, наиболее полно эти особенности проявляются в жизни Ростовых – благородно-наивной семьи, живущей чувствами и импульсными порывами, сочетающей в себе и серьезное отношение к семейной чести (Николай Ростов не отказывается от долгов отца), и теплоту внутрисемейных отношений, и хлебосольство, и гостеприимство, всегда свойственное русским людям.

Доброта и беззаботность семьи Ростовых распространяются не только на ее членов; даже посторонний для них человек, Андрей Болконский, оказавшись в Отрадном, пораженный естественностью и жизнерадостностью Наташи Ростовой, стремится изменить свою жизнь. И, наверное, самым ярким и наиболее характерным представителем ростовской породы является Наташа. В ее естественности, пылкости, наивности и некоторой поверхностности – суть семьи.

Подобная чистота отношений, высокая мораль роднят Ростовых с представителями другой дворянской семьи в романе – с Болконскими. Но у этой породы основные качества противоположны ростовским. Все подчинено разуму, чести и долгу. Именно эти принципы и не могут понять Ростовы.

Чувство фамильного превосходства и собственно достоинства ярко выражены в Марье – ведь и она, более, чем все Болконские, склонная скрывать свои чувства, считала брак брата и Наташи неподходящим.

Но наряду с этим нельзя не отметить и роль долга перед Отечеством в жизни этой семьи – защита интересов государства для них выше личного счастья. Андрей Болконский уезжает, когда жена должна родить; старый князь в порыве патриотизма, забыв о дочери, рвется на защиту Отчизны.

И в то же время необходимо сказать, что в отношениях Болконских присутствует, пусть глубоко скрываемая, любовь естественная и искренняя, скрытая под маской холодности и высокомерия.

Прямые, гордые Болконские совсем не похожи на уютно-домашних Ростовых, и именно поэтому единение двух этих родов, в представлении Толстого, возможно лишь между наиболее нехарактерными представителями семей (брак между Николаем Ростовым и княжной Марьей), поэтому встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского в Мытищах служит не для того, чтобы соединить и исправить их отношения, а чтобы восполнить и прояснить их. Именно в этом и кроется причина торжественности и пафосности их отношений в последние дни жизни Андрея Болконского.

Совсем не похожа на эти две семьи низкая, «подлая» порода Курагиных; их с трудом можно назвать семьей: никакой любви между ними нет, есть лишь зависть матери к своей дочери, презрение князя Василия к своим сыновьям. Их близость – круговая порука эгоистичных людей, их появление, нередко в романтическом ореоле, вызывает кризисы в семьях.

В этой «породе», в отличие от Ростовых и Болконских, нет культа ребенка, нет трепетного к нему отношения. Но эта семья интриганов-наполеонов исчезает в огне 1812 года, подобно неудачной мировой авантюре великого императора, исчезают и все интриги Элен – запутавшись в них, она умирает.

Но к концу романа появляются новые семьи, воплотившие в себе наилучшие черты обоих родов, – гордость Николая Ростова уступает место нуждам семьи и крепнущему чувству, а Наташа Ростова и Пьер Безухов создают тот домашний уют, ту атмосферу, которые они оба искали.

Николай и княжна Марья, вероятно, будут счастливы – ведь они именно те представители семей Болконских и Ростовых, которые способны найти что-то общее; «лед и пламень» – князь Андрей и Наташа, были не способны связать свои жизни, ведь даже любя, они не могли до конца понять друг друга.

Интересно добавить, что условием для соединения Николая Ростова и намного более глубокой Марьи Болконской стало отсутствие отношений между Андреем Болконским и Наташей Ростовой, поэтому эта любовная линия активизируется лишь в конце эпопеи.

Но, несмотря на всю внешнюю завершенность романа, можно отметить и такую композиционную особенность, как открытость финала – ведь не случайна последняя сцена, сцена с Николенькой, вобравшим в себя все лучшее и самое чистое, что было у Болконских, у Ростовых и Безухова. Он – будущее...

2. М.М. Зощенко. Юмор и сатира в творчестве писателя (на примере произведения «Рабочий костюм»).

Близка по основному смыслу к булгаковской сатира Зо­щенко. Правда, в отличие от Булгакова, Зощенко публиковал свои сатирические произведения, поэтому на поверхности у него — борьба с «отдельными недостатками», главным образом в сфере быта и культуры. Но по существу мы наблюдаем в рассказах Зощенко то же неприятие бесцеремонности, бескультурья, хамства и наглости победившего класса. Иногда это касается действительно только лишь бытовой культуры — что уж там говорить о построении социализма, когда в элементарной бане элементарного порядка навести не могут! Иногда же Зощенко идет глубже, показывая упоение бескультурного и вчера еще бесправного человека своим положением победителя.

Так происходит, например, в рассказе «Рабочий костюм», в котором страшное возмущение Васи Конопатова вызывает то обстоятельство, что его не пускают в ресторан якобы за «рабочий костюм». Очень болезненно реагирует на это герой: «Личность оскорбили… Рабочий костюмчик не по вкусу? Я, может, сейчас сяду и поеду в Малый Совнарком жаловаться на ваши действия». Дело же оказывается много проще, и начальник милиции это Васе объясняет: «Пьяных у нас правило – в ресторан не допущать. А ты даже на лестнице наблевал». После этого Вася успокоился. Если не за рабочий костюмчик и «идеология не нарушена», то все в порядке. И идет Вася домой довольный и спокойный, в сознании своей классовой правоты.

Основным средством создания комического эффекта у Зощенко служила сказовая манера повествования, стилизованная под простонародную речь. Повествование ведется от лица такого же обывателя, как и те, кто является героями рассказа. И этот повествователь сочувствует своим героям, возмущается вместе с ними, отчего комический эффект усиливается, и мы ясно видим под маской малокультурного повествователя грустную усмешку самого автора. Такая манера используется Зощенко в его лучших рассказах – «Мещане», «Гости», «Аристократка», «Слабая тара» и др.

То, что сходило Зощенко с рук в 20-е, вызвало недовольство в 50-е, когда писателя, как известно, фактически отлучили от литературы и заклеймили постановлением на самом высшем уровне.


Наши рекомендации