Б.Л. Пастернак. Стихи о сокровенном в романе «Доктор Живаго».

Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» стал международным событием. По распространенности и мировому эху он опередил многие бестселлеры. В произведение вошли стихи, написанные Пастернаком во время работы над ним. Не все они создавались специально для романа, но все имели с ним внутреннюю связь.

Стихи являются свидетельством Юрия Живаго о его времени. В романе они выделены в отдельную часть. Эта часть – цельная книга, имеющая собственную композицию. Она открывается стихотворением о Гамлете, который символизирует раздумья над характером собственной эпохи.

В роман включены стихотворения, имевшие автобиографическую основу. Так, например, некоторые стихотворения были посвящены Анне Ивинской. В то же время эти стихотворения передавали характер отношений Юрия Живаго и Лары: Ивинская служила одним из прототипов героини.

«Зимняя ночь» – название одного из первых стихотворений, в котором началось исследование темы любви. Она представляется герою как «удар». В одноименном стихотворении, написанном через 33 года, образы света, мглы, включены в контекст конкретной ситуации. «Свеча горела на столе» в комнате влюбленных, озаряя картину их встречи. Этот же образ у Пастернака становится центром мироздания. Пламя, теряющееся в метели, постепенно притягивает к себе все сущее на земле и на небе. Каждое образное уточнение ознаменовано рефреном, заканчивающим 1, 3, 6 и 8 строфы.

Стихотворение «Гамлет» можно считать ключевым для романа. Понимание того, как построено стихотворение, возможно, даст читателю ключ к пониманию всего романа. Само название, как и заданная в нем ситуация неизбежности предначертанного, говорит о том, что это – внутренний монолог Гамлета, героя трагедии У. Шекспира «Гамлет». Стихотворение – монолог актера, играющего роль Гамлета.

Стихотворение написано Юрием Живаго – центральным героем романа, и было переписано и доработано им за несколько дней до смерти. Тем самым проблематика стихотворения включается в идейную структуру «Доктора Живаго».

Но если вспомнить, что в действительности стихотворение принадлежит перу Б. Пастернака, то тем самым прояснится особенность биографизма романа. То, каким образом, при почти полном отсутствии внешних совпадений, соотносятся жизненные пути автора романа и его главного героя.

Сатира как жанр литературы.

Сатира – вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. Сатира при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание которого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями.

Как жанр, сатира возникла в римской литературе. Самое слово «сатира» происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных – сатиров. Филологически оно связано и со словом satura, означавшим в простонародьи блюдо мешанины, что указывало на смешение различных размеров (сатурнический стих, наряду с греческими размерами) и на присутствие самых разнообразных описаний всевозможных фактов и явлений в отличие от других лирических жанров, которые имели строго ограниченную и определенную область изображения.

Сатира есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объёма, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений.

От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет – иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определенного лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная её ценность в зависимости от соответствия между её лирическим подъемом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления – с другой.

Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям обычно лишает сатиру объективно художественного значения и зачастую придает ей мимолетный характер.

БИЛЕТ №19

Наши рекомендации