Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?». Как понимают счастье герои и автор поэмы.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – итог раздумий автора о судьбах страны и народа. Кому на Руси жить хорошо? – с этого вопроса начинается поэма. Сюжет ее, подобно сюжету народных сказок, построен как путешествие крестьян-стариков в поисках счастливого человека. Странники ищут его среди всех сословий тогдашней Руси, но главная цель их – найти «счастье мужицкое».
В поэме решается самый главный вопрос о современности: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» Возникает и другой вопрос: каковы пути, ведущие к народному счастью. С глубокой симпатией автор относится к тем крестьянам, которые не пресмыкаются перед господами, не смиряются со своим рабским положением. Это и Савелий, и Матрена Тимофеевна, и Гриша Добросклонов, и Ермил Гирин. Чтобы ответить на вопрос «кому на Руси жить хорошо?», Некрасов оглядывает всю Русь и вначале не находит положительного ответа на этот вопрос, т.к. поэма была начата в 1863 году, сразу после отмены крепостного права. Но позже, уже в 70-х годах, когда передовая молодежь шла «в народ», обретая счастье в служении ему, поэт пришел к выводу: служить народу – и есть счастье. Образом «народного заступника» Гриши Добросклонова поэт отвечает на поставленный в поэме вопрос. О нем рассказывается в последней части, названной «Пир на весь мир». Тяжел жизненный путь семинариста Гриши. Сын полунищего дьячка и «батрачки безответной», он прожил голодное детство и суровую юность. В семинарии «их недокармливал хапуга-эконом», а во время каникул Гриша батрачил у себя на Вахлачине.
Он был отзывчивым и любящим сыном, и «в сердце мальчика с любовью к бедной матери, любовь ко всей вахлачине слилась». Он решил посвятить свою жизнь борьбе за освобождение народа. Сильный духом, свободолюбивый, чуждый личным интересам, Гриша Добросклонов идет не по проторенной дороге, а выбирает трудный путь в борьбе за угнетенных. Народ, видя в нем своего посланца, благославляет его на борьбу. Гриша – поэт, он создаст песню «Русь», в которой воспевает пробудившуюся Россию. Именно в его образе и слышны отголоски понятия счастья для автора.
2. Тема Великой Отечественной Войны в прозе XX века (на примере рассказа-эпопеи М.А. Шолохова «Судьба человека»).
Во время Великой Отечественной войны перед писателем встала задача: разить своим полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь к Родине у советских людей. Ранней весной 1946 года, т. е. в первую послевоенную весну, встретил случайно М.А. Шолохов на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет вынашивал писатель замысел произведения, события уходили в прошлое, а потребность высказаться все увеличивалась. И вот в 1956 году за несколько дней был завершен рассказ-эпопея «Судьба человека». Это рассказ о великих страданиях и великой стойкости простого советского человека. В главном герое, Андрее Соколове, воплощены черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, чувство человеческого достоинства, слившееся с чувством советского патриотизма, с великой отзывчивостью на чужую беду.
Рассказ состоит из трех частей: авторской экспозиции, повествования героя и авторской концовки. Уже в экспозиции намечаются две основные темы рассказа – войны и весны, жизни и смерти. Автор спокойно рассказывает о приметах первой послевоенной весны, он как бы подготавливает нас ко встрече с главным героем. Эпический авторский зачин сменяется драматически перенасыщенным повествованием, «рассказом в рассказе». Соколов вспоминает о прошлом сдержанно, устало. За два часа рассказа перед нами проносится целая жизнь, а сжатость повествования лишь усиливает драматизм. Судьба Соколова полна таких тяжких испытаний, таких страшных потерь, что кажется, невозможно человеку вынести все это и не сломиться, не пасть духом. Не случайно этот человек взят и показан в предельном напряжении душевных сил. В гражданскую войну сражался против врагов советской власти. Затем он уезжает из родной воронежской деревни на Кубань. Возвращается домой, работает плотником, слесарем, шофером, создает семью.
Война сломала все надежды и мечты. Он уходит на фронт. В начале войны, в первые ее месяцы, он был дважды ранен, контужен и, наконец, самое страшное – попал в плен. Герою пришлось испытать нечеловеческие физические и душевные муки, тяготы, терзания. Два года испытывал Соколов ужасы фашистского плена. Но он пытается бежать, хоть и неудачно, расправляется с трусом, предателем, который готов, спасая свою шкуру, выдать командира. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с Мюллером. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря. Андрею все же удается бежать, он снова становится солдатом. Но беды по-прежнему преследуют его: разрушен родной дом, от фашистской бомбы погибли жена и дочь. Одним словом, живет теперь Соколов лишь надеждой на встречу с сыном. И встреча эта состоялась. В последний раз стоит герой у могилы сына, погибшего в последние дни войны. Казалось бы, все кончено, однако жизнь «исказнила» человека, но не смогла сломить и убить в нем живую душу. Послевоенная судьба Соколова нелегка, но он стойко и мужественно преодолевает свое горе, одиночество, несмотря на то, что душа полна постоянным ощущением горя. Эта внутренняя трагедия требует большого напряжения сил и воли героя. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту, Ванюшу. Найден смысл жизни, побеждено горе, торжествует жизнь.
Концовка рассказа – описание душевного состояния автора, «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного.
Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова. Заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее